«Можем перейти к падению»

24 декабря 2018, 00:00

Владимир Климанов, завкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС

Специалист в области бюджетного федерализма, регионального развития и региональной экономики, заведующий кафедрой Института общественных наук РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Климанов подчеркивает, что в данный момент спрогнозировать, как будет развиваться экономика, очень сложно. И нацпроекты вовсе не добавляют ясности — напротив, они усложняют ситуацию. «Я осторожно отношусь к многим заявлениям, которые были сделаны в рамках национальных целей и стратегических задач, и мне кажется, что нужна дискуссия в части критического осмысления этих целей», — сказал Владимир Климанов в интервью «Эксперту».

 14-03.jpg ПРЕДОСТАВЛЕНО РАНХИГС
ПРЕДОСТАВЛЕНО РАНХИГС

Например, продолжает ученый, неясно, за счет каких источников должно быть построено 120 млн квадратных метров жилья и зачем это надо. Все эксперты, которые делают соответствующие расчеты, говорят, что у нас нет ни проектной документации, ни заявок от девелоперов, ни свободных земельных участков с подведенной инфраструктурой, ни просто строительных мощностей, чтобы выйти на такие темпы строительства.

Вообще, с нацпроектами сложилась парадоксальная ситуация, полагает ученый: они могут войти в противоречие с прежними программными документами. Так, в 2016 году запустили систему приоритетных проектов, а еще годом ранее все регионы перешли на систему государственных программ. Но при этом на федеральном уровне не отказались от более старого инструмента — федеральных целевых программ. И вот сейчас запущены нацпроекты. «Такая сложность конструкции несет риск того, что нацпроекты начнут буксовать в совершенно неожиданных случаях, когда точки соприкосновения интересов разных национальных целей будут противоречить друг другу», — предупреждает Владимир Климанов.

Нет драйверов

Как и другие опрошенные эксперты, Владимир Климанов не видит отраслей, которые могут «выстрелить» в 2019 году так же, как АПК пару лет назад. «Очевидно, что наши надежды на бурный рост во многом связаны с расширением экспортного потенциала нашей нефтегазовой отрасли, — рассуждает г-н Климанов. — Так же очевидно, что краткосрочные драйверы в виде, например, роста оборонно-промышленного комплекса исчерпаны. Была программа, связанная с импортозамещением, — и мы видим, что оживилась российская пищевая промышленность, какие-то еще отрасли, связанные с потреблением. Но есть ли там потенциал роста? Мне кажется, нет. Потому что доходы населения явно не будут расти какими-то опережающими темпами, потребительский спрос уже удовлетворен, — а кто же тогда будет потреблять новую продукцию, если она будет появляться?»

Что же касается высокотехнологических отраслей, то и на них рассчитывать не стоит: отраслей, в которых российские предприятия могут занимать ниши на мировом рынке, во-первых, не много, а во-вторых, как показывает опыт последних лет, мы продолжаем, скорее, терять свои позиции, в тех же космических разработках, например.

Что тогда оживит нашу экономику настолько, что она начнет бежать быстрее, чем весь мир? Пока делается ставка на государственный сектор, то есть на те компании, которые опираются на государственные инвестиции, — но здесь высок риск, что экономика получит только краткосрочные импульсы для развития, предупреждает Владимир Климанов.

Нужно думать о том, как развивать частные инвестиции всеми возможными способами: и прямыми, запуская всевозможные программы, и косвенными, улучшая инвестиционный климат, укрепляя институты. Часть национальных проектов на это и направлена — например, нацпроект «Малый бизнес» или нацпроект, связанный со стимулированием экспорта, с созданием высокопроизводительных рабочих мест, с повышением производительности труда.

Неизбежный рост цен

По ВВП верхняя планка в трехлетней перспективе — выйти на 3% роста, но это оптимистические ожидания, которые вряд ли реализуются. «В реальности будет меньше — серьезных драйверов я не вижу, и более того, есть риск, что в мире развернется кризис, связанный с наращиванием нашей внешнеэкономической изоляции, и это так больно ударит по экономике, что мы окажемся совсем не в ситуации роста, а скорее в падении», — предупреждает Владимир Климанов. Он напоминает, что в кризис 2008 года мы вошли с огромным объемом накоплений в Резервном фонде, более четырех триллионов рублей, и за два года он был практически полностью «съеден». Сейчас таких накоплений, если их мерить в доле от ВВП или в валютном эквиваленте, гораздо меньше, а значит, ситуация более опасная.

Что касается инфляции, то ее динамика также внушает опасения: если даже Центробанк, который всегда говорил, что его цель — таргетирование инфляции на уровне 4%, согласился с тем, что на следующий год инфляция будет 5% или даже 5,5%, значит, такой рост цен будет иметь место. «В связи с этим я не до конца понимаю, как повлияет повышение НДС, которое кажется таким малым, — говорит Владимир Климанов. — При том что у многих предприятий рентабельность нулевая, потенциала роста зарплаты и так нет, поэтому, похоже, это повышение выльется в неизбежный рост цен. Видимо, сдерживать его будут в первую очередь административными мерами».

Нарастить инвестиции в основной капитал и довести их до 25% ВВП тоже будет непросто — ведь мы хотим и инвестировать, и наращивать товарное производство, да еще и изымать достаточно много средств с рынка в пользу государства. В таких условиях, предупреждает ученый, свободных финансовых оборотных средств для того, чтобы инвестировать, может просто не оказаться, и план Белоусова тут не поможет. «С одной стороны, мы интуитивно понимаем, что в сырьевом секторе есть “жирок”, который можно было бы снять. С другой стороны, нужно осуществлять любое изъятие продуманно, потому что последствия могут быть нелинейные, — говорит Владимир Климанов. — Не уверен, что сейчас благостное время, чтобы такое изъятие проводить. Есть риск, что холдинги, умело сманеврировав, завалят ситуацию в каких-то отдельных своих производствах, например локализованных в моногородах». Ситуацию с крупным бизнесом, считает г-н Климанов, действительно нужно менять, но решение в том, чтобы сделать это прежде всего по отношению к государственным корпорациям, а не к частному бизнесу.

Возвращаясь к финансированию нацпроектов, завкафедрой РАНХиГС добавляет, что Минфин правильно поступил, обозначив бюджетные потолки расходов на нацпроекты. Ведь очевидно, что все первоначальные бюджетные проектировки, которые стали возникать в паспортах нацпроектов, зашкаливали. «Конечно, тут тоже есть риск, что нацпроекты не будут в полной мере выполнены — если сами ответственные исполнители чувствуют, что денег для этого нужно больше. Но если нет ресурсного обеспечения, чего же мы тогда хотим так быстро и так активно ворваться в светлое будущее? Давайте лучше планировать без излишних амбиций и по средствам», — заключает Владимир Климанов.