В самом начале своей первой после президентских выборов большой ежегодной пресс-конференции президент России Владимир Путин обозначил стратегию развития страны. Она была сформулирована в ответах журналистам из государственных медиа. Причем их вопросы не были комплиментарными.
Корреспондент ТАСС спросила, насколько хорошо проработаны критерии выполнения новых национальных проектов. Она уточнила, что старт проектам, «под знаком которых прошел 2018 год», был дан в мае указом президента, и отметила, что на них «планируется потратить баснословные деньги». Далее в вопросе ТАСС прозвучало сомнение, со ссылкой на «некоторых экспертов, членов Госсовета», в реальности и даже в самой целесообразности выполнения этих нацпроектов.
И «например, глава Счетной палаты говорит, что вообще невозможно оценить эффективность» нацпроектов. «У вас есть что возразить?» — решительно спросила корреспондент информагентства.
Возражения у Владимира Путина нашлись: «Нам нужен прорыв. Нам нужно прыгнуть в новый технологический уклад. Без этого у страны нет будущего», — заявил он, назвав и точные суммы запланированных расходов: 20,8 трлн рублей на национальные проекты как таковые и «еще 6,5 триллиона — отдельный план по развитию инфраструктуры».
Тут уместно напомнить, что указом президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрены национальные проекты по следующим двенадцати направлениям: демография; здравоохранение; образование; жилье и городская среда; экология; безопасные и качественные автомобильные дороги; производительность труда и поддержка занятости; наука; цифровая экономика; культура; малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; международная кооперация и экспорт.
А утвержденный правительством РФ 30 сентября «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» (распоряжение № 2101-р) включает в себя 11 федеральных проектов, девять из которых направлены на модернизацию и расширение транспортной инфраструктуры, два — энергетической инфраструктуры.
Президент постарался защитить сам термин «национальные проекты», отметив, что это просто один из способов сконцентрировать необходимые для развития страны расходы «в каких-то прорывных документах». Причем эти деньги надо было еще найти, чем занимались весь 2017 год. По сути проектов он сказал: «Первое — это здравоохранение, образование, наука, человеческий капитал, без чего никакой прорыв вообще невозможен. И второе — это чисто производство, экономика. Все связано с экономикой: и первая часть, а вторая напрямую — это цифровая экономика, развитие робототехники, и так далее».
Критикам из числа представителей власти он заметил: «Некоторые говорят: “Это невозможно”. Но это говорят те, которые должны добиться результатов… а если чувствуют, что не в состоянии исполнить, пусть тогда освободят свои места для тех, которые полны оптимизма и готовы к этой работе». В то же время президент акцентировал важность надзорной деятельности, особенно по расходованию в регионах федеральных средств, направляемых на нацпроекты.
Но и телеканал «Россия» повторил вопрос о критике экономической политики со стороны руководителя Счетной палаты Алексея Кудрина. По данным последнего, в реальности российская экономика уже десять лет растет в среднем всего на один процент в год. Корреспондент сопоставил эти темпы с теми, которые должны соответствовать задаче прорыва и быть «как минимум в четыре-пять раз выше», с обещанными правительством на ближайшие годы двумя процентами и задал вопрос: «Возможен ли при таких вводных в принципе прорыв, о котором идет речь?» Потом последовало: «И в целом вы командой Медведева довольны?»
«Дорогие друзья, я вас прошу, уважайте друг друга, задавайте только по одному вопросу», — попросил после этого Дмитрий Песков (но в дальнейшем на том же не настаивал).
Наблюдая такое начало пресс-конференции, трудно не найти оснований для вывода, что лобби сторонников Алексея Кудрина атаковало правительство Дмитрия Медведева через два государственных медиа. Дает ли это что-то для развития страны, не вполне понятно, поскольку и со стороны обозначившейся таким образом оппозиции трудно ожидать реальных предложений по более динамичному развитию. Вот и Владимир Путин, с учетом того, что бралось среднее за десять лет, ответил, что указанные средние темпы сложились еще при самом Алексее Леонидовиче.
«Но нам с вами не обеспечить темпы роста ВВП, необходимые для этого прорыва, если не изменить структуру экономики», придав ей инновационный характер. После этого и темпы роста увеличатся: «С 2021-го правительство уже планирует три [процента]», «а потом и больше». «Нам нужно войти в другую лигу экономик, и не только по объемам… нам нужно в другую лигу войти по качеству экономики. Вот на это и нацелены наши национальные проекты», — подытожил президент.
Но последовал еще и уточняющий вопрос:
— П. Зарубин: Вы довольны в целом командой Медведева?
— В. Путин: В целом да.