Решения на Западе принимают дилетанты

Станислав Ткаченко*
профессор кафедры европейских исследований СПбГУ, руководитель магистерской программы «Дипломатия России и зарубежных государств»
24 декабря 2018, 00:00

Давить на Россию Запад будет по старой схеме: бесперспективными санкциями и силовыми акциями

ТАСС
Российская авиация в Сирии

Санкции

Начиная с осени 2014 года у экономических санкций Запада в отношении России все более заметный «боковой тренд»: они наращиваются количественно, но качественно остаются прежними. Рестриктивные меры не распространяются на новые сектора экономики России и не разрушают систему платежей, соединяющую российский и глобальный финансовые рынки. Безрезультатность для Запада четырехлетнего «санкционного стояния» показывает, что Россия не рассматривает их как угрозу национальной безопасности или как силу, способную сокрушить экономику страны. Имея в своем «активе» Крым и Севастополь, лидеры России, видимо, рассматривают санкции как неизбежную цену, которую страна должна заплатить за переход полуострова под российский суверенитет. В будущем году «боковой тренд» продолжится: списки подпавших под санкции лиц и компаний будут расширяться, но качественных изменений ждать не следует. Очевидная усталость Запада от теряющей управляемость Украины заставляет сторонников сдерживания России изобретать «неукраинские» поводы для санкций (Сирия, «дело Скрипалей», вмешательство в выборы в США) или же пытаться поднять ставки в конфликте России и нынешних властей Украины (провокация украинских катеров у Крымского моста в ноябре 2018 года). Но перспектив у антироссийских санкций сегодня нет.

Станислав Ткаченко 60-01.jpg
Станислав Ткаченко

Военное нагнетание

Вновь обретенная ригидность (неоправданная жесткость) современной российской дипломатии, ассоциируемая с пресс-конференциями Марии Захаровой и выступлениями представителей России в СБ ООН, любой спор с западными оппонентами превращает в лобовое столкновение, предполагающее только одного победителя. Такая ситуация тяготит не только противников, но и союзников Кремля. Дипломатия — это переговоры, а они без взаимных уступок невозможны. Позитивная сторона такого дипломатического стиля — вынужденная осторожность России и ее оппонентов в любом кризисе, в который могут быть вовлечены вооруженные силы. На рассвете 14 апреля 2018 года некоторым экспертам казалось, что они наблюдают последний день в истории человечества. А к обеду того же дня планета осознала, что Москва и Вашингтон показали всему миру одноактный спектакль: США посылали свои ракеты по третьестепенным объектам в Сирии, а Москва без особого энтузиазма эти действия осуждала. Апрельский «кризис» послал позитивный сигнал всему миру: две ядерные сверхдержавы понимают свою ответственность за глобальную безопасность и прямого столкновения своих военных не допустят. Поэтому в отношениях России и Запада тема нагнетания военной истерии и обмен прямыми угрозами пока в повестке дня не стоят. Второй «апрель 2018-го» в будущем году нашим странам не грозит.

 60-02.jpg

НАТО

Постепенное приближение инфраструктуры НАТО к российским рубежам, заложенное в решениях сентябрьского (2014 г.) саммита этой организации, в будущем году продолжится. На нем настаивают «младоевропейцы», прежде всего государства Балтии и Польша. Продвижение на восток Европы также соответствует ожиданиям руководства Альянса, ищущего причины для сохранения организации в нынешнем виде. Россия будет гневно осуждать этот процесс, параллельно совершенствуя свою военную инфраструктуру вдоль границ НАТО, а также размещая в западных военных округах новейшие вооружения. Но немедленной угрозы военной безопасности России в этом развитии событий нет. В ближайшие годы нам не следует ждать ни распада НАТО, ни обретения Альянсом лидирующей роли в системе глобальной безопасности. Кошмарный сон российской дипломатии 1990-х годов, опасавшейся разрастания НАТО до глобальных масштабов и постепенной приватизации им функций Совета Безопасности ООН, с повестки дня на ближайшее десятилетие снят. А все остальные его действия и решения, включая рост военных расходов и размещение дополнительных контингентов войск США и Великобритании в Восточной Европе, — новости неприятные, но не более того.

Ядерная проблематика

Именно в проблематике контроля за производством и размещением ядерного оружия нас ждут главные неприятности в будущем году. В России отлично понимают, что придирки НАТО относительно нарушений Договора о РСМД — это лишь повод, который Вашингтону нужен для наращивания своего ракетного потенциала в АТР по периметру границ Китая. Петля экономических санкций и демонстраций военной силы США все сильнее сжимается вокруг Китая. Пока еще Вашингтон этой петлей хочет связать Пекину руки, а не накинуть ему на шею. Но тренд в 2018 году стал очевидным, и, возможно, это главная для России международная новость уходящего года. Отныне именно Пекин, старательно уклонявшийся от любых столкновений с США в предыдущие годы, стал главным объектом давления Вашингтона. Ловушка Фукидида (неизбежное противостояние переживающей упадок бывшей сверхдержавы и государства, приходящего ей на смену) на наших глазах захлопывается.

Выдвигая совершенно неприемлемые для общения с Россией ультиматумы по тематике ДРСМД, Вашингтон явно рассчитывает на то, что Россия ответит на повышенных дипломатических тонах. Собственно, именно это сейчас и происходит. Но для глобальной безопасности существенно более тревожная ситуация складывается вокруг договора СНВ-3, срок действия которого истекает в 2021 году и решение о продлении которого нужно принимать уже сегодня. Дональд Трамп, лишенный чувства стратегической ответственности, может отказаться от этого важнейшего договора. Ему пока трудно понять, почему экономика США в восемь раз больше российской, а решения в важнейшей области стратегической безопасности ему нужно принимать на равноправной основе. Пока важнейшие решения глобальной безопасности в Белом доме принимают дилетанты — в опасности вся планета.