«Русал» уходит из-под санкций

24 декабря 2018, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Управление по контролю над иностранными активами министерства финансов США (Office of Foreign Assets Control, OFAC) готово снять санкции с компаний Олега Дерипаски En+, «Русал» и «Евросибэнерго», если бизнесмен выполнит поставленные им условия. На их выполнение ему отводится 30 дней. За это время он должен снизить свою долю в En+, являющейся контролирующим акционером «Русала» и «Евросибэнерго», с 70 до 44,95%. Пакет примерно в 25% получит крупнейший кредитор En+ банк ВТБ или другая сторона, не находящаяся в санкционном списке Special Designated Nationals (SDN). Причем одобрение на проведение этой сделки нужно будет получить от OFAC. И если акции все-таки получит ВТБ, он не сможет голосовать этим пакетом, а должен будет передать права третьей стороне, которая не связана с Олегом Дерипаской ни на личном, ни на профессиональном уровне.

Несмотря на жесткие условия вывода активов Олега Дерипаски из-под санкций, нельзя однозначно сказать, что тот проиграл 06-01.jpg ТАСС
Несмотря на жесткие условия вывода активов Олега Дерипаски из-под санкций, нельзя однозначно сказать, что тот проиграл
ТАСС

При этом сам г-н Дерипаска будет вправе голосовать только пакетом не более чем в 35% акций. Впрочем, и располагаемый пакет тоже в итоге может оказаться меньше: OFAC одобрило обмен акций «Русала», принадлежащих швейцарскому трейдеру Glencore (8,75%), на акции En+. Эту сделку анонсировали еще в прошлом году, и она должна была состояться в апреле нынешнего, однако после того, как 6 апреля объявили о введении санкций против компаний Олега Дерипаски, Glencore отказалась от обмена акций. Сейчас же появилась возможность провести эту сделку. Скорее всего, чтобы обменять акции «Русала», En+ придется провести дополнительную эмиссию, а это размоет пакет всех акционеров, и Олега Дерипаски в том числе. Помимо того что его пакет уменьшится и от этого процесса он не получит никаких денег, Олег Дерипаска лишается также дивидендов от En+ и «Русала», поскольку их будут перечислять на специальный счет. И при этом в отношении бизнесмена продолжат действовать персональные санкции SND.

Еще одним важным условием вывода активов Олега Дерипаски из-под санкций стало то, что более половины кресел в совете директоров En+ займут бизнесмены из США и Великобритании, а сам он не сможет провести в него более четырех членов совета из двенадцати. И в совете директоров «Русала», состав которого будет определять En+, восемь мест из четырнадцати также отдадут независимым директорам. Таким образом, управление активами фактически уйдет из рук российского бизнесмена.

Несмотря на столь жесткие условия, нельзя однозначно сказать, что Олег Дерипаска проиграл. Прежде всего, он сумел на деле доказать, что возможность вывести компанию из-под санкций существует. И что в процессе можно и поторговаться, и настоять на своем. Так, первоначальный план OFAC предполагал, что порядка 25% акций En+ будут переданы в слепой траст под управлением американского банка. Однако в ходе переговоров удалось добиться передачи акций российскому ВТБ. Усиление переговорной позиции Олега Дерипаски произошло в том числе потому, что из-за наложенных на «Русал» санкций пострадали американские же предприятия — потребители алюминия. Поскольку санкции могли быть наложены и на тех, кто покупал бы металл у российской компании, потребители начали отменять заказы и на его поставку. «Русал» — второй в мире производитель алюминия, выбытие с рынка произведенного им металла привело к усилению волатильности и взлету цены до максимума за последние шесть лет. Снять напряженность удалось только после того, как минфин США объявил о возможности снятия санкций в случае, если Олег Дерипаска сократит свою долю в «Русале». Но тем не менее цены все еще остаются выше досанкционных уровней.

Впрочем, окончательное решение по одобрению всей схемы вывода активов Олега Дерипаски из-под санкций остается за Конгрессом США.