«Вы слишком поздно интересуетесь этой проблемой!» — негодует Людмила Маницкая, директор Молочного союза России. Речь идет об электронной маркировке, которая с 2020 года ждет молочную продукцию: каждую бутылку молока будут снабжать цифровой меткой, по аналогии с чипированием шуб. С 2019 года в силу вступит закон о создании в России информационной системы мониторинга движения товаров от производителя до конечного потребителя с использованием контрольных (идентификационных) знаков — КИЗ. Решать, кто и когда должен внедрить маркировку, будет правительство — оно в этом году уже утвердило модель функционирования системы маркировки товаров. Система получила название «Честный знак». В перспективе до 2024 года КИЗ должны быть оснащены вообще все товары. Пока на систему маркировки перешли шубы, в 2019 году это ждет табак, а также одежду, обувь, шины, духи и еще целый ряд товаров. Очередь молочных продуктов и лекарств придет в 2020 году, но молочная отрасль последовательно выступает против этой идеи, предлагая остановиться на системе электронной ветеринарной сертификации. «От КИЗ бизнес не получит никакой выгоды — только нагрузку на собственный бюджет, сложность стыковки двух систем (КИЗ и электронной ветеринарной сертификации, ЭВС), возможное удорожание единицы продукции», — перечисляет глава Молочного союза.
И, судя по всему, такие же риски могут реализоваться при внедрении КИЗ на других товарных рынках.
Решающий бой с контрафактом
Идея маркировки (чипирования) проста: повесить специальную метку на всю «белую» продукцию и сделать так, чтобы проводить через кассу можно было только ее. Тогда торговля контрафактом — ввезенным или произведенным в России — станет в принципе невозможна.
Если не брать подакцизный алкоголь, рынок которого устроен по своим законам, то первый опыт тотальной маркировки был получен на шубах. С декабря 2016 года все они должны были быть оснащены чипом (он же КИЗ, он же марка). Чип присваивает каждой единице товара уникальный номер. Каждый покупатель может вбить номер КИЗ на сайте налоговой и узнать вид меха, страну изготовления шубы и т. д. — или узнать то же самое, считав QR-код своим смартфоном. Естественно, отследить метки могут и таможенники, и налоговая. Налоговая служба под маркировку создает свою систему прослеживаемости товаров «Торг-2». Ее запуск запланирован на 2019 год. Эта система свяжет систему УПД (универсального передаточного документа), счета-фактуры, транспортные накладные, документы на ввезенный и вывезенный товар.
В пресс-службе Минпромторга (ведомство координирует создание системы маркировки) «Эксперту» пояснили, что инициатором введения маркировки зачастую является сам бизнес, а введению обязательной маркировки всегда предшествует добровольный эксперимент, в ходе которого участники рынка смогут настроить собственные технические и бизнес-процессы, подготовиться к введению новых правил игры и принять участие в их формировании. «В настоящее время реализуются добровольные эксперименты по маркировке табачной продукции, обувных товаров и лекарственных препаратов. В скором времени планируется запуск эксперимента по маркировке готовой и упакованной молочной продукции. В ближайшей перспективе также маркировка будет введена для товаров, которые вошли в перечень, утвержденный распоряжением правительства от 28 апреля 2018 года № 792-р (различные товары легкой промышленности, шины и покрышки, духи и туалетная вода, фотокамеры)», — говорят в Минпромторге.
Действительно, на некоторых рынках бизнес приветствует маркировку — правда, лишь крупный бизнес, который готов нести необходимые затраты, чтобы увеличить свою долю рынка, когда с него уберут «серых» игроков и мелочь. Так, по информации «Эксперта», чипирование шуб инициировала одна из крупнейших в стране сетей по торговле верхней одеждой. И хотя Роспотребнадзор и Минпромторг рапортуют о значительных успехах на рынке шуб, на самом деле инициаторы маркировки крайне недовольны: оказалось, что сама по себе маркировка ничего не дает, рынок почему-то не обеляется и необходимы постоянные массовые проверки торговцев шубами на предмет наличия меток.
С энтузиазмом приветствуют маркировку крупные игроки шинного рынка. «В целом мы положительно оцениваем введение маркировки на шинную продукцию, которая, на наш взгляд, будет способствовать борьбе с занижением таможенной стоимости на шинную продукцию и противодействию серым и черным схемам импорта, — сказали “Эксперту” в компании “Кордиант”. — Безусловно, маркировка будет способствовать упрощению работы, повышению эффективности и увеличению сборов фискальных служб, а также поддержит легальных производителей и продавцов путем “обеления” рынка и повышения уровня добросовестной конкуренции».
Крупные фармацевты тоже «за», в том числе потому, что маркировка в не столь отдаленной перспективе станет обязательным международным требованием GMP, так что это шаг к гармонизации законодательства и увеличению экспортного потенциала российских препаратов. «Помимо этого создание единой информационной системы позволит откорректировать госреестры, а производители смогут точно и точечно получать данные о распространении произведенных препаратов, — сказал “Эксперту” директор по экономической безопасности компании “Герофарм” Андрей Ахантьев. — Мы активно включились в пилотный эксперимент в самом начале, поддерживаем его и считаем, что маркировка станет эффективной мерой для борьбы с контрафактом и фальсификатом на фармацевтическом рынке, а также гарантом того, что пациенты будут получать качественные и безопасные лекарственные препараты».
А вот парфюмерный рынок, как и молочный, встретил известие о маркировке в штыки. «Мы спрашиваем у Минпромторга: почему парфюмерия попала в этот список? Если отдельные группы товаров просили маркировку, то мы не просили, у нас нет большого количества контрафакта — это подтверждается и данными Роспотребнадзора, — говорит Тамара Шокарева, президент Ассоциации прямых продаж. — Мы запросили статистику по контрафакту от ФТС, получилось меньше одного процента рынка. Однако Минпромторг постоянно ссылается на исследование рынка, проведенное Высшей школой экономики и состоящее по рынку парфюмерии только из трех глубинных интервью экспертов».
Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператор системы маркировки, ожидает прямо-таки взрывного эффекта: «Внедрение системы маркировки и прослеживаемости может внести вклад в ВВП в размере 1,2 процента за счет снижения незаконного оборота, это около 1,1 триллиона рублей. Из них более 360 миллиардов рублей в год — доля государства от эффекта легализации за счет роста налоговых поступлений. Дополнительный косвенный экономический эффект — до 160 миллиардов рублей за счет сокращения непроизводственных затрат участников рынка и повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности», — говорят в ЦРПТ.
А в Минпромторге обещают, что в будущем маркировка не только защитит покупателя от контрафакта (хотя тут тоже есть над чем поразмыслить — если контрафактные алкоголь или лекарства могут нести угрозу, то завезенное «всерую» постельное белье мало кого пугает), но и поможет бизнесу снизить затраты. «Помимо “обеления” рынка и поддержки добросовестных его участников целью проекта является улучшение логистики и внутреннего учета компаний, упрощение документооборота, а также снятие излишних регуляторных и административных барьеров. Уже сейчас Минпромторг совместно с бизнесом прорабатывает такую возможность, поскольку система маркировки может хранить в себе всю необходимую информацию о товародвижении. А это существенное сокращение затрат компаний», — говорят в ведомстве.
Впрочем, до сокращения затрат пока далеко — как мы увидим дальше, пока бизнес лишь готовится к дополнительным, и весьма серьезным, расходам.
Но однозначно можно сказать, что от введения маркировки выиграют компании, которые будут поставлять все необходимое для ее внедрения.
Рынок с нуля
Фактически обязательная маркировка для всех товаров создает буквально из ничего новый рынок — самих марок (КИЗ, чипов), оборудования для их считывания и т. д. Основные участники здесь уже известны: это Гознак, который изготовляет сегодня чипы для шуб и видимо, будет изготовлять их и для других товаров; компании, поставляющие ключи для электронной цифровой подписи (ЭЦП нужна каждому предприятию, и производственному, и торговому, чтобы подключиться к системе «Маркировка»), а также оператор единой системы маркировки — ЦРПТ, работающий на принципах государственно-частного партнерства и на 50% принадлежащий холдингу Алишера Усманова USM Holdings, на 25% — «Ростеху» и еще на 25% — Александру Галицкому. У ЦРПТ есть несколько дочерних предприятий, которые также призваны обеспечивать торговлю и производство всем необходимым для маркировки. ООО «Национальный каталог» будет вести каталог всех маркированных товаров, ООО «Инвента» производит фискальные накопители для онлайн-касс, а ООО «ТрекМарк», принадлежащая не только ЦРПТ, но и Российскому фонду прямых инвестиций, а также швейцарской компании SICPA, займется разработкой и производством оборудования и программного обеспечения для маркировки товаров на мощностях концерна «Автоматика» «Ростеха». «Совместные решения ЦРПТ с производителями кассового оборудования, разработчиками систем электронного документооборота и ПО включают в себя доработанные онлайн-кассы и программы ЭДО, интегрированные с системой маркировки. Эти продукты созданы для всех участников рынка, от крупного до микробизнеса, и позволят присоединиться к системе маркировки в сжатые сроки», — рассказали в ЦРПТ.
Данных за 2018 год еще нет, но, согласно системе СПАРК, по итогам 2017-го все эти «дочки» ЦРПТ имели уставный капитал по 10 тыс. рублей, крайне небольшие обороты и по одному-два сотрудника (в самом ЦРПТ работало шесть человек). При этом компании не боятся масштабных задач: так, «ТрекМарк» собирается вложить миллиард рублей в разработку решений для маркировки и прослеживания товаров. В 2018 году в планах «ТрекМарк» — поставить более 200 комплектов оборудования для маркировки лекарств. Учитывая, что, по информации самой компании, средняя стоимость оборудования для небольших фармацевтических производств — от 3,1 млн до 6 млн рублей, а для высокоскоростных производственных линий, которые использует бигфарма, — от 7,5 млн до 14 млн рублей, то только в 2018 году «дочка» ЦРПТ, РФПИ и SICPA может заработать, по грубым оценкам, около миллиарда рублей.
В ЦРПТ уверяют, что расходы на соответствие системе маркировки будут невелики и с лихвой перекроются выгодами от вытеснения контрафакта. «Опыт пилотных проектов с табаком и лекарствами показал, что в большинстве случаев дополнительное оборудование необходимо в небольших объемах, так как в ходе пилотного проекта в каждой товарной группе удается найти решение, требующее минимальных инвестиций и изменения бизнес-процессов, — рассказывают в ЦРПТ. — Издержки на приобретение оборудования будут существенно меньше тех выгод, которые получат легальные компании от новой доли рынка, оптимизации логистики, совершенствования маркетинга и других процессов. Переход на цифровую маркировку приведет к снижению стоимости товаров для конечных покупателей на десять процентов при самом консервативном сценарии».
Но, к сожалению, у производителей и ритейлеров другие данные, в том числе по опыту пилотов. В целом оборудование и ПО для маркировки обойдется российским производителям и торговле в гораздо более крупную сумму — речь идет о десятках миллиардов рублей. И все это будет переложено на конечного покупателя — по крайней мере, снижения цен в обозримом будущем никто, кроме ЦРПТ, почему-то не прогнозирует.
Миллиарды из марок
«Что касается софтверной части, то будет расти рынок производителей кассового и товароучетного ПО, операторов электронного документооборота и ЭЦП, — говорит Михаил Рубайлов, директор по развитию ГК “Штрих-М” (производит контрольно-кассовую технику, POS-системы, торговое и вендинговое оборудование и т. п.). — По железу мы прогнозируем рост объемов продаж на рынке 2D-сканеров, принтеров термоэтикеток, криптоносителей для ЭЦП. Появятся также новые устройства для эмитирования марок — регистраторы операций (РО). Рынок предпринимателей в сегменте легпрома (обувь, одежда, текстиль), которым потребуется модернизация, мы оцениваем более чем в 250 тысяч розничных точек».
Сколько придется потратить рознице, желающей торговать товарами, которые подлежат маркировке? По словам Михаила Рубайлова, сейчас производители кассового ПО уходят от формата ежемесячных подписок в область бесплатного ПО с монетизацией сервисов внутри приложения. Например, «Штрих-М» выпустил умную кассу «Штрих СмартПос-Ф», которая стоит 14900 рублей без фискального накопителя. Фискальный накопитель на 36 месяцев стоит 12–13 тыс. рублей, потом его нужно менять. Предпринимателю также необходимо будет купить 2D-сканер за четыре-пять тысяч рублей. И уже с 2020 года, когда движение товара по документам от производителя до розницы перейдет в ЭДО, понадобится дополнительно криптоключ с ЭЦП (еще около пяти тысяч рублей). Есть еще стоимость самих марок — КИЗ, для шуб они стоят 15–20 рублей за штуку, для молока, например, ожидается стоимость в 50 копеек. Но по самым скромным подсчетам, для одних только магазинов, торгующих одеждой и постельным бельем, разовые расходы в целом составят 10 млрд рублей. Можно предположить, что сходные суммы придется вложить торговым предприятиям, продающим парфюмерию, шины, фотокамеры, а также аптекам.
Денис Онищенко, руководитель проектного офиса по маркировке товаров СКБ «Контур», говорит, что, по самым скромным оценкам, весь «рынок маркировки» будет насчитывать полтора-два миллиона участников, а СКБ «Контур» рассчитывает на заметный прирост клиентской базы в 2019 году.
Но и это еще не всё. Из опыта с шубами известно, что для проверки марок используют RFID-оборудование, комплект которого стоит от 65 до 350 тыс. рублей. А потом надо нанести на новые марки данные о каждой единице товара, внести эту информацию в систему «Маркировка», прикрепить чипы и регулярно заносить количество проданных единиц и их КИЗ в ту же систему.
Что же до производителей, общая стоимость расходов для них в связи с внедрением маркировки может составлять десятки миллионов рублей — например, у «Герофарма» расходы по действующим методическим рекомендациям по оборудованию линий упаковки и использованию ФГИС МДЛП предсказуемы и составят примерно 20–25 млн рублей. Но вот с новыми вводными расходы сложно спрогнозировать, добавляет Андрей Ахантьев, так как непонятно, насколько сложно нанести увеличенный код с криптозащитой, сколько составят непредвиденные расходы на оборудование и расходники, насколько затратна разработка нового программного обеспечения, сколько будет стоить централизованная поставка кодов и информация из системы, каково будет время простоев по вине внешнего источника кодов и т. п.
Сходные цифры у парфюмеров. «Для производства и дистрибьюторов расходы могут доходить до десятков миллионов рублей, — говорит Александра Скоробогатова, исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации. — Помимо приобретения знака необходимо закупить, настроить оборудование, внедрить новую систему учета продукции, нанять новый персонал или обучить действующий работе с новой системой учета. Так как изменения вносятся в технологической процесс, придется еще потратить время и другие ресурсы на изменение технологических карт и других внутренних документов предприятия. Крупной рознице внедрение такой системы тоже встанет в копеечку. Мелкой рознице в части финансовых затрат по сравнению с крупным бизнесом это будет гораздо дешевле, но даже небольшая дополнительная финансовая нагрузка для малоформатной торговли критична».
«Большая часть парфюмерии реализуется через небольшие магазинчики в регионах, и они просто откажутся торговать нашим товаром и даже вернут остатки, а что производителям делать с этими остатками? — горячится Тамара Шокарева. — Но никто об этом не думает. Если фарма может позволить себе эксперименты, то в парфюмерии такого жирового запаса нет. Нам лишь бы выжить. По нашей ассоциации количество реализованной парфюмерно-косметической продукции сократилось и, если раньше в список 500 крупнейших компаний входило три-четыре наших члена, то сейчас в этом списке осталась только одна компания. В этих условиях введение маркировки будет губительно для парфюмерной индустрии».
Избавиться от иллюзий
Интересно, что даже отрасли, которые поддерживали маркировку, постепенно начинают испытывать недоумение от того, как меняются правила игры, и уже далеко не уверены в своих будущих расходах и результатах. Так случилось с фармацевтикой: несколько десятков компаний участвовали в эксперименте с маркировкой, закупали специальное оборудование, однако в апреле 2018 года внезапно изменился формат маркировки с применяемой во многих странах мира, в том числе в Евросоюзе, DataMatrix, на криптозащиту. Компаниям пришлось менять недавно закупленное, в том числе на займы Фонда развития промышленности, оборудование, а новая система маркировки работает со сбоями. Кроме того, такой переход осложнит экспорт наших препаратов и импорт зарубежных — системы маркировки лекарств у нас и за рубежом теперь кардинально различаются, и как с этим работать, пока неясно. Кстати, несколько месяцев спустя система для маркировки лекарств перешла от ФНС к ЦРПТ в единую национальную систему маркировки «Честный знак».
Высказывают опасения и производители шин: в «Кордианте» признают, что сейчас есть ряд серьезных проблем при введении маркировки, которые активно обсуждаются как с оператором системы маркировки, так и профильными федеральными органами исполнительной власти, — речь идет о технических вопросах (вид и коды маркировки — состав, структура, способы нанесения и др.) и организационных (сроки введения, номенклатура продукции, в которую попали составные части шин — ободья, протекторы и проч., ситуация с импортом и экспортом при распределении потоков компаний глобального шинного рынка).
К сожалению, стали появляться и признаки того, что маркировка на самом деле, увы, не станет панацеей от контрафакта. Так, один из собеседников «Эксперта» рассказал об открытии обувщиков (маркировка ждет их с лета 2019-го): оказывается, маркировкой можно узаконить контрафакт. Кто-то завозит обувь, маркирует ее, выдавая себя за производителя, и пускает в оборот — есть примеры, когда в результате проверки Роспотребнадзора в маркированной продукции выявлялось полное несоответствие ни по месту производства, ни по составу, то есть фальсификат был спокойно промаркирован. Необходимо также предусмотреть риски утечки информации об уже закупленных законопослушными производителями КИЗ — что будет, если некто начнет продавать продукцию с вашими знаками раньше вас?
Назад на рынок
Ну и, наконец, необходимо помнить, что все затраты так или иначе будут переложены на конечного потребителя, что означает серьезный рост цен. «Затраты значительные (миллиарды рублей), вопрос упирается в деньги, а значит, в повышение розничной цены каждого изделия, — говорит Александр Борисов, председатель комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка. — Бизнес может повысить управляемость цепочками поставок (то есть увеличить внутреннюю эффективность) и получить сокращение серой части рынка, а значит, увеличить свою долю. Но очень многое будет зависеть от исполнения. Поскольку потребительский рынок самый привлекательный для различного рода серых схем, то внедрение сплошной маркировки поможет его обелению. Продажи по официальным каналам без маркировки станут невозможными. Но те, кто и сейчас контролирует серый рынок, смогут, если не принимать радикальных мер, продолжать эти практики на подконтрольных территориях (неофициальных рынках и ярмарках). Даже рынок меховых шуб, ставший своего рода лакмусовой бумажкой для продвижения всего проекта маркировки, сейчас обелен всего на 60–65 процентов». Реализация системы маркировки будет способствовать дальнейшей концентрации во всех сегментах потребительского рынка, полагает представитель ТПП, а заплатит за все потребитель.
Петр Бобровский, исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены, напоминает, что для производства парфюмерии в РФ действует система ЕГАИС, в которой учитывается и сырье, и готовая продукция — и как будут работать вместе система маркировки и система ЕГАИС, до сих пор неясно. «Риски для малого и среднего бизнеса весьма значительны, — говорит г-н Бобровский. — Неясен также механизм маркировки для импортной продукции — очевидно, что далеко не все производители будут ставить оборудование для маркировки на своих зарубежных заводах. Это приведет к сокращению ассортимента».
Мало кто знает, что маркировка готовит еще один удар по бизнесу — организациям и индивидуальным предпринимателям, которые торгуют товарами, подлежащими обязательной маркировке, Минфин может запретить применение льготных режимов — ЕНВД и патентной системы налогообложения (ПСН). Если это произойдет, а маркировке действительно будут подвергнуты все группы товаров, то мелкая розничная торговля либо исчезнет как класс, либо станет полностью теневой. Это слабо вяжется с попытками обеления мелкого бизнеса.
Денис Онищенко из «СКБ Контур» напоминает, что маркировка стартует почти одновременно с третьей волной перехода на онлайн-кассы — и в нее попадет множество игроков малого бизнеса, которые в числе прочих должны будут выполнять требования законодательства по обязательной маркировке товаров. Расходы мелкой розницы на онлайн-кассу и работу с маркировкой зависят от того, что уже есть в магазине. «Если идет речь о покупке только ПО, то затраты составят примерно три–шесть тысяч рублей в год. Если мы говорим об автоматизации розничной точки с нуля вместе с оборудованием, то затраты составят 20–30 тысяч рублей, это решение “под ключ” со всем необходимым для маркировки функционалом», — говорит Денис Онищенко. Готовы ли будут мелкие торговые точки с одеждой и постельным бельем в далеких регионах отдать такие деньги, а потом еще и постоянно платить налоги не по упрощенке, а «по полной»? Насколько велик риск, что они предпочтут скрыться в тени и в бедных регионах останется только с теневая торговля? Уже сейчас торговые точки начинают отказываться от продажи товаров, которые подлежат маркировке, — и если ее внедрение пойдет по жесткому сценарию (невзирая на технические сложности и т. д.), то нельзя исключать перебои и дефицит некоторых товаров, в том числе импортных лекарств.