По данным Росстата, в ноябре отмечалось слабое сокращение объемов производства. Снижение по сравнению с октябрем составило 0,4% (после снятия сезонного эффекта), тем самым перекрыв сопоставимый прирост выпуска в октябре на 0,3%. Определенный «клевок» вниз показывает и индекс интенсивности промышленного производства, рассчитываемый Эдуардом Барановым и Владимиром Бессоновым в НИУ ВШЭ. Тем не менее Владимир Бессонов пока воздерживается от однозначных выводов о начале спада. По его мнению, тенденции индекса промышленного производства по состоянию на ноябрь 2018 года после проведения сезонной корректировки демонстрируют стабилизацию на протяжении последнего полугодия, которой с конца 2017-го предшествовал период промышленного подъема. «Аналогичные тенденции наблюдаются и в обрабатывающих производствах, тогда как добыча полезных ископаемых с начала 2018 года демонстрирует заметный подъем, замедлившийся в последние два месяца. В обеспечении электроэнергией, газом и паром спад последних месяцев сменился в ноябре подъемом, что можно связывать с завершением периода аномально теплой погоды», — комментирует г-н Бессонов.
В добыче полезных ископаемых добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа, как и природного газа и газового конденсата, в последние месяцы стабилизировалась после заметного подъема с начала года. Продолжается интенсивное увеличение добычи и обогащения угля и антрацита.
В обрабатывающих производствах сохраняется тенденция подъема производства пищевых продуктов. В ноябре приостановился спад производства табачных изделий. Производство текстильных изделий в октябре–ноябре демонстрирует снижение, а производство одежды и производство кожи и изделий из кожи — спад с середины уходящего года. В обработке древесины и производстве изделий из дерева с конца 2017 года наблюдается подъем. Наблюдался подъем и в производстве бумаги и бумажных изделий, но в последние полгода он прекратился. Прекратился в последние месяцы подъем и в производстве химических продуктов и химических веществ, в производстве готовых металлических изделий, а также в производстве ювелирных изделий. В производстве автотранспортных средств, железнодорожных локомотивов и подвижного состава продолжается рост незначительными темпами. В ноябре приостановилось увеличение производства мебели.
Динамика реальных располагаемых доходов населения во второй половине 2018 года замедлилась. Если в первом квартале темпы роста этого показателя составляли 103,2% (без учета единовременных выплат в начале прошлого года), то за январь–октябрь они составили 101,6%. В ноябре реальные располагаемые доходы населения и вовсе уменьшились — на 2,9% к ноябрю 2017-го. По итогам одиннадцати месяцев года реальные доходы населения уменьшились на 0,1%. В ноябре также замедлился рост реальной зарплаты (с 5,2 до 4,6% в годовом выражении), а вот рост розничного товарооборота в сопоставимых ценах неожиданно ускорился с 2% в октябре до 3% в ноябре.
Наиболее вероятная гипотеза такого сочетания — поддержка потребительского спроса со стороны необеспеченного розничного кредитования, которое заметно ускоряется во втором полугодии. Расширение потребительского кредитования в условиях стагнации реальных доходов — прямой путь к кризису плохих долгов. Пока удельный вес просроченной задолженности в розничном банковском кредитном портфеле не слишком велик, менее 6% (против примерно 9% на пике в третьем квартале 2016 года), но следует иметь в виду, что по неипотечным видам кредитования доля просрочки существенно выше (в среднем 9,6%).
Слабый экономический рост приводит к тому, что на фоне невысокой открытой безработицы (ее увеличение на 220 тыс. человек в октябре–ноябре текущего года носит исключительно сезонный характер) начала чувствительно увеличиваться скрытая безработица (неполная занятость). В третьем квартале число работающих неполное время возросло на 0,3 млн человек по сравнению с предыдущим периодом — до 3,9 млн человек всего по наблюдаемым статистикой видам деятельности — и достигла 11% списочного числа работников организаций. В условиях роста неполной занятости на основной работе увеличилась занятость населения в неформальном секторе экономики: в третьем квартале доля занятых здесь возросла до 19,4% от суммарного количества (14,2 млн человек).
Следует также обратить внимание на неблагоприятный демографический тренд: с начала нынешнего года численность населения страны в трудоспособном возрасте уменьшилась на один миллион человек.