C начала нового века все больше значимых для планеты процессов разворачивается не на просторах Европы и Атлантики, а в Азии и омывающем ее Тихом океане. В основе «азиатского чуда» лежат исторические, экономические и геополитические причины, самые важные из которых сформировались во времена противостояния социалистической и капиталистической систем. Именно во второй половине XX века в холодном огне борьбы двух сверхдержав выковался успех восточных стран. Но сама по себе Азия неоднородна, и триумф азиатских стран не предопределен. Общая эффективность начала азиатского цикла накопления капитала и постепенный выход в лидеры по целому ряду ключевых направлений деятельности человечества не гарантируют восточным гигантам доминирования в будущем.
Среди основных препятствий можно выделить:
— особенности социальных систем ключевых азиатских стран с их невидимой на первый взгляд хрупкостью;
— ориентация на Запад элит отдельных азиатских стран, то есть их встроенность в чужеродную геокультуру и общая ограниченность субъектности;
— использование ручного труда гигантских масс нищего населения;
— отсутствие опыта построения глобальных социально-экономических систем.
Отметим, что единственным настоящим драйвером АТР пока остается Китай. Именно он в состоянии создать альтернативный Западу «немодерновый» проект.
Pax Asia-Pacifica
«Азиатские чудеса» Китая, Японии, Южной Кореи обусловлены подпиткой США и их инвестициями во времена холодной войны, благодаря которым Вашингтон создавал завязанные на себя режимы или переориентировал уже существующие в ряде азиатских стран. Основная цель состояла в недопущении распространения влияния СССР. Кроме того, важную роль сыграли дешевая рабочая сила и жесткая централизация. Сказанное не отменяет вклада народов этих стран в осуществленный скачок, но без участия США и геополитического фактора второй половины XX века их положение кардинально отличалось бы от то, что мы наблюдаем сейчас.
Однако почему Атлантика стала проседать под натиском восточных стран? Попробуем понять это в соответствии с моделью академика Сергея Глазьева. Речь идет о модели смены так называемых мирохозяйственных укладов. Под ними он понимает систему взаимосвязанных институтов, обеспечивающих расширенное воспроизводство капитала. Они же определяют механизм глобальных экономических отношений. Выделяются четыре уклада: торговый, колониальный, имперский и интегральный. Первому соответствует финансовая экспансия Нидерландов, второму — период колониализма Великобритании и времена Российской империи, третьему — противостояние СССР и США, а четвертый соответствует организациям ШОС, ЕАЭС и АТЭС. Смена мирохозяйственных укладов сопряжена со сменой технологических укладов, которых на данный момент выделяют шесть. Первый соответствует периоду текстильных машин, а грядущий, шестой, — нанотехнологиям, ядерной энергетике, биоинженерии и проч. В периоды смены техукладов у отстающих стран появляется возможность выйти на уровень передовых стран и даже обогнать их, поскольку развитые державы сдерживаются перенакоплением капитала в устаревших производствах. Надо иметь в виду и кризис американоцентричной капиталистической модели. На этом фоне вырываются вперед страны, интегрирующие государственное планирование с рыночными отношениями.