Российские власти увлеклись благоустройством городской среды — это новый тренд. На проект «Формирование комфортной городской среды» в ближайшие шесть лет из федерального бюджета будет потрачено 269 млрд рублей. Восемьдесят малых и исторических городов — победителей специального конкурса получат по 30–100 млн рублей на реализацию проектов комфортной городской среды. В прошлом году средства выделяли на благоустройство городов, принимающих чемпионат мира по футболу. Проекты благоустройства особо ценятся властями за высокую скорость реализации и сравнительно небольшие бюджеты, при этом результат сразу виден всем горожанам.
Общим местом стала мысль, что качественные общественные пространства способны препятствовать оттоку населения из города, улучшать эмоциональный настрой жителей и даже консолидировать общество. Однако в России консолидации на этой платформе пока не происходит. Проблема в том, что в российских городах есть гораздо более актуальные проблемы, напрямую влияющие на качество жизни и требующие немедленного решения. И пока актуальная повестка игнорируется, проекты благоустройства зачастую воспринимаются как необязательная трата денег и декорирование неприглядной реальности.
Красоту не оценили
В конце года в Челябинске состоялась публичная презентация нового архитектурного облика центра города. Благоустройство улиц и площадей, как и строительство конгресс-холла и гостиниц, должно будет пройти в рамках подготовки к саммитам ШОС и БРИКС, которые пройдут в Челябинске в 2020 году. Концепцию новой городской среды готовили московские и местные архитекторы под руководством Союза архитекторов РФ. В ней можно увидеть многое из того, что уже было реализовано в рамках проекта «Московская улица». Расширение тротуаров и их мощение гранитной плиткой, укладка проводов под землю, расстановка новых фонарей, лавочек и сложных конструкций, в которых должны расти деревья.
Неожиданно челябинцы не оценили столичного подарка, а напротив, раскритиковали концепцию. Кому-то не понравилась идея расширения пешеходных тротуаров, ведь это подразумевает сокращение дорожного пространства для автомобилей. Не согласились также с уменьшением числа парковочных мест и строительством амфитеатра, который частично закроет собой исторические здания.
Но главный вопрос — насколько своевременна программа благоустройства в момент, когда город находится в весьма сложном положении. «Челябинск — единственный в мире город с уничтоженной ливневой канализацией, ее нет. Был уничтожен и общественный транспорт. Челябинск — столица ржавых ПАЗиков, и потому план создания выделенных полос неосуществим, — говорит местный транспортный эксперт Яков Гуревич. — Обновлять подвижной состав никто не планирует. Достижения последнего месяца — аренда старых автобусов и объявленный конкурс на покупку ржавых трамваев. Несколько десятков миллиардов планируется выделить на стройку к саммитам ШОС и БРИКС, что-то потратят на благоустройство центральной части, а балансовая стоимость общественного транспорта Челябинска — ноль рублей».