— Сергей Иванович, какая рыночная ситуация ожидается в 2019 году и что в связи с этим следует делать бизнесу?
— Незадолго до Нового года у меня состоялся разговор с руководителем одного федерального холдинга, и он рассказал, что в холдинге принято решение заморозить инвестиции на 2019 год. Причиной послужила очень непростая ситуация на рынке, большое количество развилок с непонятными исходами: ожидается, что год будет «сюрпризный». Он, несомненно, прав, сюрпризов будет достаточно и в 2019-м, и в 2020-м, и в 2021 году. Просто потому, что количество структур, людей, способных повлиять на ситуацию, продолжает быстро увеличиваться: множатся структуры аппаратов управления на всех уровнях государства, проникновение интернета и цифровизация приводит к кратному ускорению всех процессов. Это делает крайне проблемным предиктивное прогнозирование.
Однако я попросил его уточнить, что значит «заморозить инвестирование»: не строить заводы, не поглощать другие бизнесы, не вкладываться в развитие персонала, в поиск молодежи? И он ответил утвердительно. Я готов согласиться с приостановкой по первым двух пунктам, но развитие персонала и обеспечение притока свежей крови — это императив. Критически важно инвестировать в экспертизу персонала, в то, чтобы становиться более эффективными. Прекращение инвестирования в этой области означает путь к финишу. И это касается большинства российских компаний: им нужна свежая кровь, причем более половины из них нуждаются в «переливании крови» в острой форме. Это первая задача руководителя компании, которую мы считаем гигиенической в 2019 году: перелей кровь.
— Свежая кровь — это новые сотрудники вообще или обязательно молодые?
— В первую очередь речь идет о возрасте. Эти часики тикают незаметно, и вдруг оказывается, что уже сто пятидесятому сотруднику в компании исполнилось шестьдесят пять лет. Между тем стремительно растет количество работы, которую невозможно сделать на старых компетенциях советских времен или пяти-десятилетней давности. Фундаментально образованные люди — математики, физики, которые у нас лучшие в мире, — не поставят вам систему BI (система Business Intelligence — набор IT-технологий для сбора, хранения и анализа данных, позволяющих предоставлять пользователям достоверную аналитику в удобном формате, на основе которой можно принимать эффективные решения для управления бизнес-процессами компании; все уровни пользователей, от сотрудников до учредителей, получают гибкий доступ к необходимой им управленческой отчетности, не прибегая к помощи IT-специалистов. — «Эксперт»), не наладят вам онлайновые бизнес-процессы. И вы не можете это купить на рынке, заказать внешнему поставщику — нужны люди внутри компании. Почему? Потому что для постановки такой системы нужна налаженная базовая автоматизация — хорошо работающая ERP-система, CRM-система, программа, сшивающая все это воедино, и хорошая «приборная панель», выводящая нужные руководителю показатели на монитор через заданный промежуток времени. И, по нашему опыту, такая базовая автоматизация — это пока экзотика, мало у кого это есть. Кроме того, это нельзя сделать по щелчку, это проект на несколько месяцев, в компании должны сидеть люди, которые будут постоянно настраивать систему.