«Мне каждый год говорят, что столам уже нет места в России. Я каждый год увольняю тех, кто так говорит, и мы продолжаем удваивать производство». Под этими словами Александра Синеркина, владельца ульяновской мебельной фабрики Fort, могли бы подписаться многие хозяева небольших производственных предприятий, созданных в последние пять-десять лет. Общее у них то, что они выпускают по большей части не высокотехнологичную, не виртуальную и не эксклюзивную продукцию, а ширпотреб: одежду, обувь, сумки, мебель, товары для дома, спорта и отдыха, продукты питания — и при этом быстро растут.
«Эксперт» знакомится с такими компаниями, работающими в разных регионах, благодаря недавно запущенному проекту «Пилим по России». Буквально за полгода съемочная группа и редакция проекта посетила и опубликовала истории около двух десятков предприятий (см. на YouTube-канале «Пилим по России» и в одноименных группах проекта в социальных сетях), и список адресов не кончается. Более того, можно судить о масштабности явления по количеству поступающих через редакцию предложений героям проекта о сотрудничестве со стороны таких же, как они, локальных предпринимателей, а их на порядок больше.
Судя по всему, новая волна предприятий возникла в среде, сформировавшейся в последние годы под воздействием двух фундаментальных факторов. Один из них, который можно условно назвать «мы ничего не производим» (так была озаглавлена публикация в «Эксперте» шестилетней давности о катастрофической нехватке в России обрабатывающих производств), является своего рода базовым, традиционным для российской экономики. Во всяком случае, с 2012 по 2017 год ничего принципиально не изменилось в лучшую сторону, за исключением производства продовольствия. Если, конечно, не считать принципиальным улучшением рост производства обуви с 0,2 до 0,6 пары на душу населения.
Другой фактор, послуживший фоном для появления новых производств, связан с изменением характера массового спроса после череды экономических кризисов начиная с 2008 года. Если в «нулевые» годы обрабатывающие производства в России возникали на волне размежевания между массовым и средним рыночными сегментами и стремились удовлетворить спрос растущего и богатеющего среднего класса, то сегодня все наоборот. Средний класс, успевший за два десятка лет стать весьма многочисленным, беднеет в связи с затянувшейся стагнацией в экономике. При этом у него сохраняется привычка к потреблению качественных продуктов и услуг. В то же время потребитель массмаркета уже не столь всеяден, как раньше: он стал более требователен к качеству. Как объяснил Егор Басалаев, владелец кировской компании Krai, выпускающей индивидуальную мужскую обувь по цене восемь— десять тысяч рублей: «За эту цену покупают те, кто устал от дешевой обуви, но не готов платить тридцать тысяч за пару». «Наши клиенты — люди среднего достатка, практичные модники, — развивает мысль Дмитрий Соломыкин, владелец семейной компании Wets (Липецк), изготавливающей аксессуары из кожи. — Многим из них нравится, что наши вещи служат долго, и даже то, что они благородно занашиваются».