«Мы видим, что последние пару лет люди тратят деньги на орехи и сухофрукты. Часто они покупают орехи спонтанно, но сейчас увеличивается число постоянных покупателей этой категории продукции. Для нас это очень хорошо, поскольку наша цель не разовая покупка, а постоянное присутствие в продуктовой корзине покупателя», — говорит Нарек Григорян, генеральный директор компании «Семушка».
В прошлом году рынок орехов и сухофруктов начал постепенно отходить от кризиса и расти на волне интереса потребителей к продуктам для здорового образа жизни. Правда, пока этот рост медленный — в среднем на пять процентов в год в натуральном выражении, но и таким приростом могут похвастаться далеко не все продовольственные рынки. По данным Росстата, в 2018 году объем рынка орехов и сухофруктов составил 100 тыс. тонн в год, что на треть меньше объемов докризисного 2013 года, когда было продано 144 тыс. тонн. Впрочем, у рынка есть все шансы превзойти докризисные показатели, если игроки продолжат активно развиваться, как это происходит сейчас: рост оборота у ведущих компаний составляет от 20 до 50% в год в натуральном и денежном выражении. Например, у одного из лидеров рынка — компании «Орехпром» рост объемов производства с 2016 года составляет в среднем 42% в год, а оборот другого крупнейшего игрока — компании «Семушка» вырос на 50% в 2018 году по отношению к 2017-му, достигнув двух миллиардов рублей.
Компании сегодня находятся в постоянном поиске новых идей для роста в условиях серьезной конкуренции за потребителя. Этот рынок привлекает и новых предпринимателей, потому что бизнес не требует серьезных инвестиций в оборудование, а все производители работают по незатейливой схеме: закупил сырье, обработал (обжарка, глазировка), зафасовал. По подсчетам компании «Семушка», первоначальные вложения в производство составляют около десяти миллионов рублей. Лидерам и новичкам становится все труднее конкурировать между собой за место в продуктовой корзине потребителя. Стратегии компаний, которым удается динамично расти, сфокусированы на нескольких направлениях работы: контроль за качеством сырья, наличие наработанных схем его поставки, постоянно расширяющийся ассортимент, наличие уникального продукта и присутствие на полке каждого магазина.