Дональд Трамп изменил внешнеполитическую стратегию Соединенных Штатов. Об этом говорит проведенный «Экспертом» анализ официальных документов, в которых прописывается финансирование деятельности Госдепартамента и организации USAID, ответственной за операции непрямого воздействия в других странах мира, для каждой администрации Белого дома. Так вот, при Трампе расходы США на продвижение национальных интересов за счет «мягкой силы» сократились. Значит ли это, что Вашингтон решительно прибегнул к использованию силовой дубинки? Об этом мы поговорили с профессором кафедры российской политики факультета политологии МГУ Андреем Манойло.
— Хотелось бы заметить, что цветные революции — это не «мягкая сила», это технология организации государственных переворотов, надлежащим образом замаскированных под стихийные, настоящие революционные события. Но это не более чем захват власти, и силовая составляющая присутствует в цветных революциях всегда.
Если посмотреть на психологию и политическую практику демократов и республиканцев, то всегда, на протяжении всей истории, демократы договаривались с элитами разных государств, они никогда не работали с народом, а республиканцы, несмотря на их ястребиный профиль, как раз такие революционеры в душе. Когда республиканцы приходят, они всегда начинают говорить с народами тех или иных стран, минуя их политиков. Демократы всегда пытаются достигнуть тайных внутриэлитных соглашений. Вот два почерка двух школ.
Почему Трамп ведет себя по-другому? Он и с народом не говорит, и с элитами у него особо не получается выстраивать отношения. Проблема в том, что для разворачивания масштабных политических акций (например, для организации цветной революции) надо, чтобы никто изнутри Штатов этому решению не сопротивлялся. Надо иметь ресурсы, поддержку Конгресса. У Трампа такой поддержки нет, потому что он сам находится в осаде. Поэтому он применяет методы воздействия, способные обеспечить ему результат здесь и сейчас. То есть быстрый метод и быстрый результат: прямая грубая сила. Что может дать эффект быстрее, чем удар в глаз кулаком? Да ничто. На убеждение своих оппонентов, инициирование стихийных бунтов — на все это необходимо время, деньги.
Действия Трампа определяются дефицитом ресурсов, времени и абсолютной ненадежностью его тыла. Он не может себе позволить разыграть какую-нибудь сложную игру, потому что его противники найдут возможность в нее вмешаться.