«Мадам Потифар» — книга из разряда исторических редкостей. Роман написан еще в первой половине XIX века, но во Франции его репутация была уничтожена одним критическим отзывом, после которого на родине он оказался полузабыт на протяжении полутора столетий, а в России и вовсе издается впервые. И это несмотря на то, что в нем есть несколько притягательных мотивов, впоследствии так широко популяризированных Александром Дюма: молодой влюбленный юноша по имени Патрик Фиц-Уайт приезжает в Париж издалека и поступает на службу в полк мушкетеров. В результате интриг он оказывается в длительном заключении и выходит из тюрьмы лишь спустя годы. Но если у Дюма герой в этой схватке с властями оказывается победителем и сам мстит за свое неправедное заточение, то герой Бореля выходит из тюрьмы сумасшедшим и его возлюбленная, которая дожидалась его столько лет, потрясенная тем, что увидела, умирает. Если мушкетеры Александра Дюма не стесняют себя моральными обязательствами и влюбленный в Констанцию Д’Артаньян легко увлекается Миледи, то главные герои «Мадам Потифар» хранят верность друг другу, несмотря на то что каждого из них пытаются соблазнить высокопоставленные особы.
В необычайно обширных по объему монологах Патрика мы слышим эхо народного гнева, ставшего когда-то причиной великой и кровавой французской революции. Автор книги, который то и дело проявляется на ее страницах, больше всего возмущен пренебрежением, с которым власть имущие относятся к судьбам людей. В комментариях к выпущенному изданию по этому поводу можно обнаружить следующую красноречивую цитату из кардинала Ришелье: «Народ следует сравнить с мулом, который, привыкнув к своей работе, портится от продолжительного отдыха сильнее, чем от работы, однако трудиться он должен в меру, а груз, возлагаемый на животное, должен быть сопоставим с его силами».
Борель Петрюс. Мадам Потифар. — М.: Ладомир: Наука, 2019. — 664 с. Тираж 600 экз.