Новый виток противостояния американских элит довел страну до рекордного по продолжительности шатдауна в истории США. Шатдаун — это техническое ограничение деятельности правительства вследствие того, что демократы и республиканцы в Конгрессе не могут договориться о параметрах бюджетного процесса. Такие кризисы случались и при прежних президентах, но тогда речь шла о способности сторон достигать компромисса по тем или иным программам. Сегодня в дело вмешалась идеология и стойкая ненависть части элит к президенту Дональду Трампу, которого спустя два года его пребывания в Белом доме все так же мечтают отправить в отставку через импичмент, как и на старте срока. Тем более что не только внутренняя политика оказывается в центре жестких противоречий элит, но и внешняя.
В американском истеблишменте много различных идеологических течений, которые традиционно объединяют в две группы. Первую представляют глобалисты-неолибералы — они стремятся ликвидировать любые национальные ограничения и границы, которые мешают транснациональному бизнесу и долларовой гегемонии. Яркие представители этого лагеря — предыдущий президент Барак Обама и несостоявшийся преемник — Хиллари Клинтон. Во времена этих политиков США делали ставку на ликвидацию суверенитета государств с помощью современных технологий разрушения политических режимов и прокси-сил — часто откровенно террористического типа.
Действующая администрация во главе с Трампом представляет иную часть спектра американского истеблишмента, более консервативную и национально ориентированную. Для них США, национальная экономика и благосостояние американских граждан на первом месте. Они склонны к прямой агрессии, интервенции, поскольку считают, что методы опосредованного управления и переформатирования целых регионов менее эффективны. Хотя прямое военное вмешательство (к примеру, Афганистан и Ирак) имеет подчас больше побочных эффектов в политическом и экономическом отношении. Сторонники принципа America First сами делятся на две условные подгруппы: те, кто считает необходимым активно навязывать свои интересы по всему миру (к ним относятся неоконсервативные круги) и более изоляционистски настроенные республиканцы, такие как Трамп.