Обострение (во всех смыслах) переговорного процесса вокруг Курильских островов вновь подняло вопрос, есть ли какой-то универсальный способ решения территориальных проблем. Вариант «пройдет время, и все привыкнут к статус-кво» уже дискредитировал себя. Ни в курильском вопросе (по истечении почти 75 лет с момента присоединения островов к СССР), ни в кипрском, ни в карабахском он не работает. А для России важно найти работающий способ, поскольку у нее есть не только Курилы, но и Крым. Который она, конечно же, Украине не отдаст, однако непризнание Западом статуса полуострова все-таки создает немалые проблемы для экономического развития Крыма.
На самом деле такой способ есть. Это принцип «каждый владеет тем, чем контролирует». В рамках этого принципа суверенитет государства распространяется только на ту территорию, которое это государство имеет возможность контролировать.
Способ, между прочим, не новый. Им активно руководствуются, например, в той же Восточной Азии. Китайцы заняли целую группу архипелагов и островов в Южно-Китайском море, высадили там свои гарнизоны. Они напрочь отметают любые возмущения Филиппин, Вьетнама и ряда других государств, трясущих древними картами, на которых эти острова якобы принадлежат им. Пекин даже отказывается вести какие-то многосторонние переговоры по этому вопросу с участием внешних посредников и судов, предлагая спорщикам урегулировать вопросы в двустороннем формате. То есть спорщик против всей военной, политической и экономической мощи Поднебесной.
Южнокорейцы же пошли еще дальше. Они контролируют острова Токто, которые японцы называют Такэсима и считают своей территорией. Однако Сеул вообще не ведет никаких переговоров с японской стороной и в полной мере реализует свой суверенитет над островами — вплоть до военных учений. Да, каждый раз Токио реагирует крайне резко, вплоть до отзыва посла в ответ на визит южнокорейского президента на острова Токто, однако эта реакция становится в какой-то степени ритуальной.
Любопытно, но этим же принципом руководствуются и сами японцы. Они контролируют острова Сенкаку, которые Китай называет Дяоюйдао и считает своими, однако японское правительство даже не собирается начинать какие-то переговоры с китайской стороной, ибо считает, что предмета для этих переговоров не существует. Какие-то разговоры о снижении напряженности начинаются после того, как очередная группа китайских товарищей, желая продемонстрировать суверенитет КНР над островами, высаживается на них, после чего к ним спешат японские пограничники и группа поддержки из числа китайских военных.
И лишь Россия оказалась настолько вежливой и учтивой, что согласилась на переговорный процесс относительно своих Курильских островов. Да еще и пошла на какие-то уступки ради очередного территориального прожекта, пришедшего в голову Никите Сергеевичу, — дала Японии надежду вернуть Шикотан и группу островов Хабомаи, дабы оттянуть Токио от союза с США. Прожект провалился, а российские обязательства остались и являются сейчас одним из самых сильных риторических аргументов Японии.
К счастью, этот урок был учтен, и больше такой ошибки Россия не совершает — например, утверждает, что вопрос с Крымом решен и не является каким-то пунктом для дискуссий. Однако теперь надо понять, как заканчивать уже начатые курильские переговоры.
У ура-патриотов есть, конечно, решение — сказать «острова наши, а вам, дорогие японцы, пламенное “сайонара”, до свидания». Его они требуют от Путина и обижаются, когда президент отказывается от такого метода. Но глава государства прав: простое «сайонара» может привести к обострению отношений с Токио, который Москва сама обнадежила. Хорошие отношения с Токио нужны России как для балансирования Китая, так и для эффективного развития дальневосточных территорий. Именно поэтому Россия и Япония сейчас ведут переговоры о формуле, которая, с одной стороны, сохранит за Москвой суверенитет над островами, а с другой — позволит японцам сохранить лицо. И тогда стороны сохранят уважение друг к другу и смогут вывести островной вопрос из двусторонней повестки. Без «сайонара».