Модернизацию производственных мощностей, развитие модельного ряда, локализацию производства ключевых автомобильных агрегатов предполагает специальный инвестиционный контракт (СПИК), который заключили Минпромторг РФ и ведущий российский автопроизводитель АвтоВАЗ. Особенность контракта в том, что инвестором в рамках соглашения станет только российский автоконцерн, а его партнеры по альянсу Renault, Nissan и Mitsubishi выступят в качестве привлеченных сторон. По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, СПИК заключен на десять лет, он подразумевает привлечение инвестиций на общую сумму 70 млрд рублей. Эти средства будут направлены на модернизацию производственных мощностей, необходимых, чтобы выпускать на АвтоВАЗе современные и технологичные автомобили. Но главное, предприятие и его партнеры берут на себя обязательства дальнейшей локализации глобальных автомобильных платформ и ключевых элементов конструкции производимых здесь машин.
В частности, стороны обещают в ближайшее время наладить производство новых типов двигателей, включая мотор, работающий на природном газе. Автогигант также берет на себя обязательство разработать и запустить в производство новую бесступенчатую коробку передач, которую предполагается создавать совместно с японской компанией JATCO. Соглашение подразумевает, что за десять лет его действия общий объем произведенной и реализованной продукции АвтоВАЗа составит около 4,9 трлн рублей, объем налоговых поступлений в бюджет — 132 млрд рублей. При этом доля экспортных поставок может достичь 10% и будет создано 2300 рабочих мест.
СПИК в автопроме называют «билетом в господдержку», в обмен на гарантии инвестиций и локализации власти в рамках специнвестконтрактов обещают субсидии и компенсации таможенных пошлин на ввоз импортных автокомпонентов, а также возврат выплат утилизационного сбора. Сейчас у большинства предприятий автопрома истекают заключенные ранее соглашения о промсборке, на смену им приходят специнвестконтракты. Недавно новый СПИК был заключен с корейской Hyundai, ведутся переговоры о заключения СПИКа с немецкой BMW и калининградским «Автотором».
Интересно, что СПИК, заключенный с АвтоВАЗом, может косвенно способствовать возвращению на российский авторынок марки Opel. Этот бренд, ранее принадлежавший американскому концерну General Motors, ушел из России в 2015 году, но позже Opel перешел под контроль французской группы PSA. У PSA есть свой завод под Калугой, партнером которого изначально является японская компания Mitsubishi, выпускающая здесь свои внедорожники. Mitsubishi в конце 2016 года вошла в альянс Renault–Nissan, и скорее всего теперь в рамках стратегии развития в России, определяемой в том числе новым СПИКом, выпуск внедорожников Mitsubishi в ближайшее время будет переведен на завод Nissan под Санкт-Петербургом. А освободившееся место на заводе PSA под Калугой, по неофициальной информации, будет занято выпуском автомобилей марки Opel. Называются даже конкретные модели: вероятно, в России для начала будут выпускать большой минивэн Opel Zafira Life и коммерческий фургон Opel Vivaro.