Проекты вместо ОФЗ

4 февраля 2019, 00:00

Коллаж: Тамара Ларина

Минфин России планирует увеличивать займы у многосторонних банков развития — речь идет в первую очередь о Новом банке развития БРИКС и Азиатском банке инфраструктурных инвестиций. Об этом на минувшей неделе заявил заместитель министра финансов Сергей Сторчак. Министерство рассматривает этот инструмент как альтернативу привычным аукционам ОФЗ, которые из-за санкций не позволяют занимать в ранее запланированных объемах.

Напомним, Минфин по плану в этом году займет 2,4 трлн рублей, из которых «чистых» размещений — 1,7 трлн. И начало было положено отличное: первый в нынешнем году аукцион позволил успешно разместить сразу три выпуска ОФЗ на 35 млрд рублей, это максимум с лета прошлого года. Такой спрос, однако, оказался кратковременным и, по мнению аналитиков, связан с большим перерывом между аукционами — из-за новогодних праздников. А вот следующий аукцион фактически провалился: не удалось разместить и гораздо более скромный объем. Последний аукцион ОФЗ, прошедший 30 января, снова стал успешным (спрос втрое превысил предложение), однако уже очевидно, что спрос на российский госдолг так и будет шатать: от высокого интереса к полному безразличию. На состоявшемся в минувший четверг круглом столе банковских аналитиков экс-глава аналитического департамента Sberbank CIB Александр Кудрин заявил, что план Минфина привлечь в 2019 году 2,4 трлн рублей чересчур амбициозен, хотя и выполним. По оценкам аналитика, из 1,7 трлн рублей «чистых» привлечений примерно треть купят российские институционалы — банки и НПФ. «Регулятор ужесточает регулирование небанковского сектора, и это приводит к росту вложений в ОФЗ. В первом полугодии 2018 года инвестиции НПФ в госбумаги выросли на 37 процентов», — напомнил г-н Кудрин.

Однако без поддержки иностранцев нашим инвесторам всех размещений ОФЗ просто не выкупить. В прошлом году ситуация была аналогичной: ряд аукционов и вовсе признали несостоявшимися из-за слишком малого спроса (см. график). Кроме того, на фоне угрозы санкций многие нерезиденты вышли из наших госбумаг, их доля снизилась с рекордных 34,5% в апреле прошлого года до 26,6% уже к сентябрю. В итоге за 2018 год Минфину удалось привлечь 1,035 трлн рублей при предложении (после всех корректировок с оглядкой на низкий спрос) в 1,164 трлн.

При этом, по словам Сергея Сторчака, Минфин все еще выступает против инвестирования средств ФНБ в России. «Формировать зарубежные активы, обеспечивающие и сохранность, и рост ФНБ, необходимо. Это один из вариантов, над которым можно работать», — сказал он. Таким образом, для выполнения плана заимствований Минфину надо искать новых покупателей.

И Новый банк развития БРИКС, и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций были созданы в 2014 году. Цель первого — финансировать инфраструктурные проекты и проекты устойчивого развития в государствах БРИКС и развивающихся странах, цель второго — стимулировать финансовое сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе и финансировать инфраструктурные проекты в Азии. Таким образом, чтобы получить у них финансирование, России придется оформлять займы на конкретные инфраструктурные проекты — возможно, на те, что будут реализованы в рамках нацпроектов.