В ближайшие два года корпоративный внешний долг точно не составит проблемы для российской экономики. Из-за санкций объемы новых внешних заимствований снижаются, а старые долги неуклонно сокращаются. Правда, внешний долг оказал не самое положительное влияние на курс российской валюты во втором полугодии 2018-го — тогда необходимость погашать большие объемы корпоративного долга увеличила спрос на иностранную валюту и вместе с ее закупками для Минфина, санкционным давлением, спадом на развивающихся рынках и другими факторами уронила курс рубля. Но хорошая новость в том, что в 2019–2020 годах этого можно уже не бояться.
Нефтегаз и банки: есть чем гасить
Пик погашений внешнего долга уже пройден. «После радикального снижения долговой нагрузки ситуация довольно благоприятна. Возможны риски, связанные с волатильностью цен на нефть и металлы, но они, скорее всего, будут носить краткосрочный характер — график платежей у всех отраслей весьма комфортный, а проблемные истории хорошо известны рынку, — рассказывает управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию “Эксперт РА” Антон Табах. — С учетом того, что корпоративный внешний долг относительно невелик, компенсирован растущими резервами и у государства, и у компаний, а существенная его доля — внутрикорпоративные заимствования, то этот фактор будет носить фоновый характер. При этом ситуация на рынках и санкционные риски не позволят нарастить долговую нагрузку».
Остались ли у нас особо уязвимые сектора и компании? Ведущий эксперт Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Сергей Пухов объясняет, что, как правило, наиболее уязвимы по внешнему долгу те сектора экономики, которые одновременно наиболее закредитованы за рубежом и при этом ориентированы на внутренний рынок — например, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств. Однако сколько именно должны такие сектора в валюте, оценить практически невозможно.