Все уволены

4 февраля 2019, 00:00

ТАСС
Президент США Дональд Трамп обвинил глав амери- канских силовых структур в наивности
Читайте Monocle.ru в

Иран в очередной раз не только стал камнем преткновения в отношениях между США и ЕС, но и вызвал обострение в американском внутриполитическом противостоянии. Евросоюз недоволен выходом США из ядерной сделки с Тегераном прежде всего по политическим причинам: Вашингтон, разорвав многостороннее международное соглашение, которое помимо Ирана и США заключили Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия, выказал явное неуважение к позиции этих стран. Кроме того, Евросоюз не желает терять иранский рынок: товарооборот на нем по итогам 2018 года составил около 20 млрд долларов. Сначала ЕС собирался запустить программу, предусматривающую полную компенсацию потерь европейским предприятиям, подпавшим под американские санкции. Но пока все ограничилось тем, что Германия, Франция и Великобритания учредили компанию INSTEX (Instrument In Support Of Trade Exchanges, «Инструмент в поддержку торговых обменов»), в задачу которой входит создание канала для расчетов с Ираном в условиях санкций.

Госдеп незамедлительно прокомментировал европейское нововведение: «Взаимодействие с Ираном может повлечь за собой риск потери доступа к американской финансовой системе или возможности ведения дел с компаниями США». Видимо, если под санкции подпадут европейские производители, торгующие как с Ираном, так и с США, ущерб окажется неприемлемым, поскольку товарооборот у ЕС с США в 35 больше, чем с Ираном, а создавать отдельные производства ради небольшого иранского рынка просто невыгодно. Аргумент европейских компаний о том, что они поставляют в Иран исключительно мирную продукцию, не подпадающую под американские санкции, не имеет значения: в обмен Иран должен поставить на мировой рынок нефть, что запрещают делать американцы. Таким образом, европейские мучительные попытки сохранить или, вернее, обрести политическую субъектность, но остаться при этом на экономическом содержании у США, в очередной раз натолкнулись на стену непонимания в Вашингтоне.

Неожиданная помощь противникам разрыва ядерной сделки с Ираном пришла откуда не ждали — из ЦРУ, ФБР и национальной разведки США. Выступая перед Сенатом, директор ЦРУ Джина Хаспел, глава ФБР Кристофер Рэй и директор национальной разведки Дэн Куатс подтвердили, что Иран не возобновил ядерную программу и, таким образом, придерживается ранее заключенных соглашений. Президент США Дональд Трамп тут же обрушился с критикой на глав этих ведомств, обвинив их в наивности из-за непонимания угрозы, исходящей от Ирана, и посоветовал им вернуться в начальную школу.

Приступ несдержанности Трампа вызвал очередную волну рассуждений о том, что президент США не способен работать даже с теми сотрудниками, кого сам же и назначил с согласия Конгресса на эти должности. И оговорка «с согласия Конгресса» здесь имеет ключевое значение. Любое высокопоставленное лицо в США вынуждено лавировать между центрами американской власти. Президент США не в силах повлиять на все действия чиновников, но вполне в силах отправить их в политическое небытие, заставляя их преемников быть внимательнее к своим пожеланиям. Когда Трамп вел реалити-шоу «Кандидат», его фирменной фразой была «Вы уволены!». И этот аргумент стал весьма действенным в политическом спектакле высшего уровня. Ярким примером была информационная атака Трампа на формально независимую ФРС: ее глава Джером Пауэлл, желая остаться на второй срок, внял критике президента и отказался от запланированного повышения процентных ставок. Тяжеловесные аргументы Трампа, первоначально воспринимавшиеся как неумение вести себя во внутренней и внешней политике, на деле становятся определяющими при разрешении многих спорных ситуаций. Пока наблюдатели рассуждают о расколе американских и мировых элит на глобалистские и национально ориентированные, Трамп продавливает глобальные перемены в интересах США. Например, Китай, демонстративно не подавший трап к самолету бывшего президента США Барака Обамы, вынужден сегодня учитывать американские санкции против Ирана и вести с США утомительные торговые переговоры, надеясь отделаться малой кровью.