Тонкости макроэкономической статистики, специфику текущего момента в хозяйстве страны и перспективные задачи, стоящие перед Росстатом, «Эксперт» обсудил с заведующим лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ Владимиром Бессоновым.
— Росстат осуществил первую оценку ВВП за 2018 год, физический объем ВВП вырос на 2,3 процента. В то же время оценка по итогам первых трех кварталов 2018 года показывала рост на 1,6 процента, а самые оптимистические прогнозные оценки не замахивались на рост выше двух процентов. Можно ли, сопоставляя эти оценки, сделать вывод, что наша экономика в четвертом квартале прошлого года невероятно ускорилась?
— Прежде всего, я считаю, что тема сильно перегрета. Тот хайп, который поднялся в СМИ вокруг первой годовой оценки динамики ВВП, не имеет под собой достаточных оснований. Готов объяснить почему.
— Сначала я поясню, почему так возбудились журналисты. И мы в «Эксперте» тоже. Дело в том, что повод лег на сильно унавоженную почву. В последние месяцы Росстат не раз совершал эффектные кульбиты с макростатистикой. В декабре служба порадовала невероятным ростом инвестиций в основной капитал в третьем квартале — и это на фоне спада в строительстве. В январе Росстат пересчитывает объемы и динамику стройки за два последних года, в результате чего спад в строительстве чудесным образом превращается в сильный рост в 2018 году. Никаких подробных разъяснений служба не дает. Между этими событиями происходит смена руководства Росстата. Службу возглавляет Павел Малков, внешний для статотрасли человек. Почти одновременно первый вице-премьер Антон Силуанов высказывает публичное недоверие официальным данным о реальных доходах населения. Достаточно поводов засомневаться в качестве работы Росстата, не правда ли?