За последний год продажи за рубежом российского программного обеспечения установили рекорд как в показателях объема, так и по динамике прироста: по итогам 2018-го экспорт софта из России превысил 10 млрд долларов (столько же зарабатывает наша страна на экспорте зерна), что на 19% больше, чем в 2017 году. Об этом сообщают представители ассоциации «Руссофт»; они констатируют, что за последние пять лет экспорт отечественного софта увеличился почти вдвое: с 5,4 млрд долларов в 2013 году до 10,5 млрд в 2018-м. При этом темп прироста поставок за рубеж в последние годы заметно ускорился: в 2015–2017-м он составлял соответственно 12, 13 и 16% (см. график).
Примечательно, что сегодня российского софта за рубеж продается уже существенно больше, чем на внутреннем рынке, как по объему, так и по динамике развития: согласно опубликованному исследованию «Руссофта», объем реализованных отечественными производителями внутри страны программных продуктов в прошлом году составил 6,33 млрд долларов — на 15% больше, чем в 2017-м.
Сегодня в России насчитывается более сотни значимых компаний, занимающихся поставками программного обеспечения за рубеж, среди них «Лаборатория Касперского», Veeam, ABBYY, Acronis, EPAM, Parallels, Auriga, InfoWatch, Naumen, Spirit, Vist и другие. Возрастает спрос на российское программное обеспечение в США, Германии, Франции, Швеции, а также в государствах Южной и Восточной Азии, Южной Америки и Ближнего Востока. Наш софт охотно приобретают в таких отраслях, как телекоммуникации, промышленное производство, транспорт, государственное управление, здравоохранение, наука. Например, недавно томская компания «Микран» начала продажи программных решений для телекоммуникационного рынка Индонезии, министерство безопасности Вьетнама решило внедрить софт по кибербезопасности от российской компании InfoWatch, компания NtechLab успешно внедряет в США свои программные решения, связанные с распознаванием визуальных образов, компания InformUnity объявила о разработке мобильного приложения для правительства Мексики, а Yandex запустил в Турции поисковую систему под брендом Yaаni. (Подробнее о росте экспорта российского программного обеспечения читайте в следующем номере журнала «Эксперт».)