За 2018 год рост российского ВВП составил 2,3% — это действительно так или близко к реальности. Экономисты признают: при наличии вопросов к расчетам статведомства, в целом их оценка все же соотносится с другими показателями и выглядит оправданной.
Тем важнее понять, почему она была воспринята в штыки и вызвала столь негативную реакцию. Похоже, резкий пересмотр в сторону повышения данных по ВВП стал резонатором для накопившихся вопросов к экономической политике и ожиданий, которые все сильнее расходятся с реальностью. Говоря проще, все устали от того, что для наращивания потребительского спроса людям приходится брать кредиты, а рост экономики обусловлен исключительно успехами ее сырьевого сектора. В таких условиях рост ВВП никого не радует, потому что он не трансформируется в качество жизни населения, не перетекает по цепочке в несырьевые сектора. Люди ждут «настоящего» роста, который они действительно почувствуют. Накопившееся раздражение вылилось на Росстат — отчасти незаслуженно, а отчасти потому, что теперь ведомство воспринимается частью Минэкономразвития РФ, вопросов к которому тоже немало.
Рано удивляться
Вряд ли, запуская досрочно летом и осенью 2018 года очереди «Ямал СПГ», в компании «НоваТЭК» предполагали, какую бурю это вызовет в совсем другой сфере — в сфере экономической статистики. Однако это случилось. В конце января наступившего года Росстат кардинально пересмотрел динамику объема строительных работ за 2018 год — с 0,5 до 5,7% год к году по итогам 11 месяцев 2018-го. Это позволило оценить рост объема строительных работ за весь прошлый год в 5,3%, что, в свою очередь, дало Росстату возможность неделю спустя, в феврале, заявить о росте ВВП на 2,3% за минувший год.
Цифра 2,3% произвела эффект разорвавшейся бомбы. Во-первых, потому, что пересмотр оказался довольно серьезным: по прежним оценкам Росстата, ВВП за прошлый год должен был вырасти всего на 1,6%. А во-вторых, потому, что это произошло всего через месяц после назначения нового главы Росстата — выходца из Минэкономразвития 38-летнего Павла Малкова. Ряд экспертов заподозрил Росстат в пересчете данных в угоду правительству и усомнился в правильности расчетов. Так, главный экономист ВЭБа Андрей Клепач призвал не радоваться раньше времени: «Изначально год назад я прогнозировал рост 1,5 процента ВВП. Мои оценки показывают, что он примерно такой и есть. Всему остальному я пока не склонен доверять. Формально до прояснения ситуации, с чем был связан пересмотр инвестиций в третьем квартале, вести дискуссию об экономическом росте и драйверах некорректно. Мы сначала должны получить адекватную статистику и потом ее обсудить».