Шестая республика

11 февраля 2019, 00:00

ТАСС
Луиджи Ди Майо (слева) и Маттео Сальвини встретились с кандидатами в Европарламент от французских «желтых жилетов»

Протесты «желтых жилетов» во Франции, несмотря на жесткий полицейский террор и многочисленные социально-экономические уступки, на которые пошли французские власти, не выдохлись. Более того, «жилеты» заручились поддержкой профсоюзов, примкнувших к их акциям протеста, и получили неожиданную помощь из-за рубежа. Подобно Суворову, два итальянских вице-премьера, Маттео Сальвини и Луиджи Ди Майо, легко преодолев Альпы, принялись громить французские правительственные силы. Луиджи Ди Майо, еще месяц назад выразивший протестующим поддержку и обещавший им помощь от лица своей партии «Движение пяти звезд», перешел от слов к делу, встретившись с кандидатами от «желтых жилетов» на выборах в Европарламент. Французские власти отреагировали на столь опасный для них альянс очень резко: помимо заявления о недопустимости вмешательства в дела Франции они отозвали французского посла в Италии для консультаций. К диалогу присоединился и Маттео Сальвини, которого с президентом Франции Эммануэлем Макроном связывает давняя и крепкая взаимная антипатия. Итальянский вице-премьер и министр внутренних дел обвинил Францию в укрывательстве террористов, выдачи которых добивается Италия, и в восстановлении пограничного контроля внутри ЕС с целью избавиться от беженцев за счет нее. В результате получилось, что евроскептики из итальянского правительства требуют от Франции соблюдать принципы функционирования ЕС, а президент Франции неожиданно превратился в защитника интересов национального государства.

Эммануэль Макрон, вместо того чтобы бросить все силы на урегулирование текущих проблем, решил создать себе еще одну — предпринял попытку поссориться с Германией. По мнению немецкой газеты Süddeutsche Zeitung, Париж намеревался поддержать распространение на газопровод «Северный поток — 2» правил Третьего энергопакета, запрещающего быть продавцом и одновременно оператором поставок газа внутри ЕС. Берлин, в свою очередь, выступал за освобождение «Северного потока — 2», проходящего в международных водах, от этих требований Евросоюза. В результате страны ЕС достигли соглашения по этому вопросу, но заявление канцлера ФРГ Ангелы Меркель, что этого удалось добиться благодаря «тесному сотрудничеству Франции и Германии», говорит о разногласиях, которые удалось преодолеть. Отказ президента Франции принять участие в Мюнхенской конференции по безопасности (она пройдет с 15 по 17 февраля) лишь подтверждает версию об охлаждении отношений между Францией и Германией.

Тем временем итальянское правительство евроскептиков и популистов, пользуясь преимуществами членства в ЕС, не ограничивает свою активность Евросоюзом, а активно вмешивается в решение мировых проблем. Италия наложила вето на решение ЕС о признании лидера оппозиции Хуана Гуайдо временным президентом Венесуэлы и выступила против иностранного вмешательства в дела этой страны. Для Франции, ФРГ, Испании, Нидерландов и Великобритании, выдвинувших Венесуэле ультиматум с требованием провести досрочные президентские выборы, невозможность сформировать единую позицию Евросоюза по этому вопросу стала болезненным ударом. Новое итальянское правительство, первоначально вызывавшее у скептиков сомнения в его жизнеспособности, сегодня претендует на европейское лидерство, а вчерашние европейские авторитеты стремительно теряют поддержку своего народа. «Лига Севера» и «Движение пяти звезд», не найдя общего языка с большинством европейских лидеров, способны помочь приходу к власти в странах ЕС подобных себе политиков, а пробным камнем призвана стать бунтующая Франция.