Волнения транспортников, грозившие сорвать экспортные поставки зерна на Юге России, не привели к ожидаемым последствиям — это отмечают сами перевозчики, крупные зернотрейдеры и эксперты
В конце января в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях прокатились акции протеста грузоперевозчиков, которые выразили недовольство сложившейся на рынке ситуацией. Главные проблемы — коррупция, низкие тарифы на транспортировку зерна, недобросовестная конкуренция среди перевозчиков. По оценкам президента ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина, в забастовках участвовало несколько тысяч водителей грузовиков, что составляет около 70% всех перевозчиков зерна. Во время акции, по мнению местных активистов «Грузавтотранса», только в Ростовской области была приостановлена отгрузка порядка 90 тыс. тонн зерна. Примерно такую же картину наблюдали и в других крупных регионах Юга России. По сведениям «Грузавтотранса», всего на время акции остановилась отгрузка почти 30% месячного объема экспортируемого зерна, и это грозило сорвать часть поставок. По данным аналитического центра «Совэкон», в январе 2019 года общие объемы зернового экспорта составили 2,3 млн тонн.
«Сейчас острой фазы нет, большинство перевозчиков работает, — комментирует ситуацию Владимир Матягин. — Главная задача акции — обратить внимание федеральной власти на существующие в нашей сфере проблемы: поставки с перегрузом, недобросовестную конкуренцию на рынке, низкие тарифы, которые не менялись уже восемь лет, финансовую и экономическую неграмотность многих индивидуальных предпринимателей, работающих в грузоперевозках сами на себя. В Минсельхозе, Минтрансе, ФАС России и администрации президента РФ внимание на кризис в сфере перевозок обратили. Сейчас идет поиск путей решения проблем».
Сразу несколько крупных зернотрейдеров сообщили «Эксперту», что на данный момент угроза срыва поставок отсутствует. «Сложности существуют всегда. Это и плохие погодные условия, и сложившиеся на рынке высокие цены на зерно. Однако это вполне рабочая ситуация, катастрофы нет», — отмечают в офисе ТД «Риф» (один из крупнейших в России экспортеров сельхозпродукции). По мнению представителей компании, волнения автоперевозчиков тоже сильно не повлияли на работу, «это было в большей степени искусственное раздувание конфликта». «Акция перевозчиков нам абсолютно не помешала, поскольку мы возим зерно своим транспортом», — говорят в ГК «Астон».
По словам директора центра «Совэкон» Андрея Сизова, сейчас на рынке происходит сокращение темпов поставок зерна на экспорт. Так, если в декабре 2018 года за рубеж отправили 3,7 млн тонн российской пшеницы, то в январе 2019-го — на 1,4 млн тонн меньше. «Это связано не с забастовкой перевозчиков, а со снижением конкурентоспособности российской пшеницы на внешнем рынке (из-за высокой стоимости нашего зерна) и во вторую очередь — с плохими погодными условиями. В частности, со штормами на Черном море (они мешали своевременной отгрузке и отправке судов)», — считает Сизов. По его оценке, за семь месяцев текущего сезона за рубеж было отправлено 26,9 млн тонн пшеницы. Всего же, согласно прогнозу центра «Совэкон», общий объем российского экспорта пшеницы за весь сезон составит 35,6 млн тонн. Таким образом, оставшиеся 8,7 млн тонн — выполнимая задача даже в текущих непростых условиях, уверен эксперт.
Гендиректор ООО «Прозерно» Владимир Петриченко считает, что в целом для рынка акция автоперевозчиков прошла незамеченной. Снижение экспорта в январе и феврале 2019 года Петриченко оценивает как естественное и закономерное, поскольку в первой половине текущего сезона на зарубежные рынки была отправлена бóльшая часть запланированного на этот сезон объема. «Темпы оказались значительно выше, чем в 2017 году, вот и результат», — резюмирует эксперт.