Русское кино, в особенности русская анимация, все увереннее чувствует себя на международном рынке. Его смотрят практически по всему миру. Но есть две страны, ключевые для киноиндустрии: Великобритании и США, — которые, как правило, не входят в список стран, заинтересованных в прокате фильмов из России. И какими бы они ни были успешными в отечественном прокате, североамериканский и британский прокат их за очень редким исключением игнорирует. Есть несколько версий, почему это происходит.
Первая: англоязычный рынок замкнут внутри себя. Чужой продукт он воспринимает только в адаптированном виде, и Россия находится в таком же положении, что и все остальные страны. Вторая: США и Великобритания пребывают в перманентном политическом противостоянии с Россией. Это не мешает отечественному зрителю любить американское и английское кино, но любви к русскому от англосаксов ждать не приходится по определению. И третья версия, которая фигурирует в разговорах на эти темы: уровень качества русского кино просто меркнет на фоне английского и американского, просто не выдерживая конкурентной борьбы.
Одной из немногих лазеек, позволяющих проникнуть сквозь эту стену, которую возвели дистрибуторы вокруг англоязычного проката, являются крупнейшие европейские кинофорумы, в первую очередь Каннский кинофестиваль. Во многом успех именно на этом фестивале позволил Андрею Звягинцеву с учетом всех его предыдущих творческих достижений получить двукратную номинацию на премию «Оскар». «Левиафан» произвел столь сильное впечатление на американскую аудиторию, что легендарный сценарист Роберт Макки в одном из интервью заявил, что, если бы все русские фильмы «были так же хороши, как “Левиафан”, их бы показывали по всему миру». Благодаря этому фильму Алексей Серебряков, сыгравший запойного автослесаря Николая, стал самым узнаваемым актером для англоязычного зрителя. Скорее всего, именно этот фактор определил выбор в его пользу, сделанный продюсерами сериала «МакМафия» — высокобюджетного телевизионного продукта, произведенного сразу двумя мощнейшими игроками британского и американского медиарынков: компаниями BBC и AMC.
Какими они нас видят
Многосерийная криминальная драма «МакМафия» едва ли не первый большой проект, адресованный англоязычной аудитории, в котором играет такое количество русских актеров. При этом в кадре они говорят как по-английски, так и по-русски. Алексей Серебряков играет вора в законе «на пенсии». Его жену — Мария Шукшина. Мераб Нинидзе, который начал актерскую карьеру на Западе еще в начале девяностых, играет действующего криминального авторитета. В ролях второго плана в кадре появляются отечественные звезды Кирилл Пирогов, Елена Лядова, Данила Козловский и даже Лидия Федосеева-Шукшина — ей досталась роль матери грозного русского мафиози Вадима Калягина, которого как раз и играет грузин Мераб Нинидзе. Персонаж Алексея Серебрякова — еврей, о чем неоднократно говорит в кадре, и даже оправдывает этим отсутствие у него на теле татуировок. Создатели сериала, пригласив русских актеров, не избежали сильных допущений в распределении ролей между ними. Впрочем, не исключено, что они бросаются в глаза только отечественной аудитории.