Ведущий российский автопроизводитель АвтоВАЗ начал продажи еще одной модели на природном газе: на рынок выходит двухтопливная модификация Lada Largus CNG, которая может работать как на бензине, так и на газе. Эта машина стала второй газовой моделью российского автогиганта — в середине 2017 года предприятие начало официальные продажи Lada Vesta CNG. В ближайших планах АвтоВАЗа — вывод на рынок еще одной модели, способной передвигаться на природном газе: это Lada Granta СNG, продажи которой могут начаться в текущем году или в следующем.
Газовое топливо для автомобилей более доступно (сейчас в России газ в два с лишним раза дешевле, чем бензин) и экологично, и российские власти уже давно выступают за то, чтобы активнее переводить как частные, так и коммерческие автомобили на этот вид топлива. Однако процесс этот идет вяло: если, например, в Китае общее количество использующих газ автомобилей уже превысило пять миллионов, то, по подсчетам аналитической компании Russian Automotive Market Research, общее официальное число газовых и битопливных автомобилей в России сейчас составляет всего около 245 тыс., при этом газовые и битопливные занимают 0,2% в структуре продаж новых легковых автомобилей, в структуре грузовых — 1–2%, легких коммерческих — 8–10%, автобусов — 11–12%. Впрочем, по мнению некоторых игроков рынка, эти цифры не учитывают машины, владельцы которых сами переоборудовали свое транспортное средство под газовое топливо: обычно такое переоснащение официально не регистрируют. Отдельные участники рынка говорят, что число машин на газе в России достигает двух миллионов, но это все равно мало — примерно 4% от всего автопарка страны.
Помимо того что газовые автомобили дороже, оборудование для них громоздко и занимает много места, ахиллесова пята развития рынка газомоторного топлива — катастрофическая нехватка заправочных станций: сегодня в России их насчитывается всего порядка 400 (традиционных АЗС в стране свыше 15 тыс.) — мизерный показатель.
Государство уже реализует программы поддержки газомоторного топлива и в ближайшее время намерено усилить эту работу: так, Минэнерго при участии Минпромторга и Минтранса недавно разработало программу развития рынка газомоторного топлива, рассчитанную на ближайшие шесть лет, и запрашивает выделение из бюджета 174,7 млрд рублей на субсидии нефтегазовым компаниям, производителям автомобилей, региональным властям (на закупку общественного транспорта) и другим участникам рынка. В частности, согласно программе нефтяным и газовым компаниям, которые будут строить новые газовые заправки, предполагается компенсировать от 25 до 40% расходов на эти цели. В результате реализации программы Минэнерго ожидает роста рынка сбыта газа на транспорте внутри страны в пять раз, до 3,8 млрд кубометров в год к 2024 году. К этому же сроку предусмотрено построить 1400 новых газовых заправок, а рост официального автопарка, который сможет использовать газ, достигнет 700 тыс. единиц.