Тот факт, что в большинстве демократических стран падает интерес избирателей к политике, уже общепризнан современной политической наукой. Падение интереса к политике проявляется в снижении явки избирателей на выборах и референдумах, уменьшении числа политических партий и падении доверия к ним, как и к другим политическим институциям. Но ситуация в чем-то даже сложнее и хуже. Как пишет Майер, «мы наблюдаем возникновение новой формы демократии, лишенной своего главного компонента — демоса». А в основе этого явления, по мнению автора, лежит безразличие и к политике, и к демократии граждан, которым политическая система и профессиональные политики кажутся бесполезными. Удивительным образом, то ли поддаваясь этим настроениям, то ли из популистских соображений, подыгрывая настроениям избирателей, свое безразличие к политике декларируют и сами политики. Об этом, например, неоднократно говорил Тони Блэр. Но, как показывает автор, на самом деле за этим кроется стремление властей предержащих во многих демократических странах передать право принятия решений от избранных представителей народа беспартийным экспертам.
Эту же тенденцию поддержали многие политические философы, которые считают, что роль политиков в принятии решений в современном мире должна быть сведена к минимуму. Дело в том, что «политики по определению работают только в краткосрочной перспективе, [ограниченной электоральной перспективой] и, по крайней мере, способны брать на себя только краткосрочные обязательства». Адепты такого взгляда объясняют его тем, что современная реальность, особенно экономическая, такова, что требуется принимать решения на многие годы вперед, и эти решения не всегда позитивно воспринимаются ныне живущими. Вот почему оптимальной представляется передача права принятия решений так называемым немажоритарным, то есть неизбираемым, институтам, формируемым экспертами.
И этот процесс уже идет. Например, именно на такой основе действуют судебная система и центральные банки большинства современных демократий, который выведены из-под контроля политиков. На международном уровне так же действуют такие немажоритарные институты, как МВФ и ВТО. А в Европе — институции Евросоюза, большинство из которых не зависят от демократически избранных политиков. Экспертное знание все больше заменяет «менее ценный и эффективный политический опыт».
Автор называет это переходом от массовой демократии к конституционной, при которой сохраняются формы демократии, но она теряет массовую поддержку. Одним из проявлений этого кризиса демократии является кризис партийного представительства. Возникает замкнутый круг: кризис демократии ведет к кризису партий, а без опоры на партии демократия лишается массового участия и народного контроля. Партии теряют членов, численность их резко уменьшилась во всей Европе, сокращается и число преданных им избирателей, которые теперь ориентируются не на мнения лидеров партии, а на то, что говорится в СМИ. Именно «СМИ полностью устанавливают повестку дня и существенно осложняют работу партий и кандидатов… В результате решения, принимаемые избирателями, все чаще оказываются стихийными или даже произвольными». Майер цитирует известного франко-американского политолога Бернана Манена, который заметил по этому поводу, что «мы являемся свидетелями трансформации партийной демократии в аудиторную демократию».