Гаити не наш

25 февраля 2019, 00:00

ТАСС
Нищета, безработица, разваливающаяся или отсутствующая инфраструктура, почти недоступная медицина и горы неубранного мусора — такова постоянная среда обитания большинства гаитян

Порт-о-Пренс сотрясают демонстрации противников действующего президента Жовенеля Моиза, что на Гаити не редкость, однако просьбы протестующих о помощи, обращенные к Венесуэле, Китаю и России, — это новость. Некоторые демонстранты держали в руках распечатанные на принтере портреты президента России Владимира Путина, другие жгли флаги США. Оказаться на острие геополитической борьбы и тем самым привлечь внимание к своим проблемам — в этом состоит сверхзадача гаитянской оппозиции. США, чьи военные в прошлом веке регулярно вторгались в Гаити ради построения демократии, предпочитают не замечать происходящего. Вашингтон озабочен сменой власти в Венесуэле, которой, несмотря на острейший кризис, до Гаити еще далеко.

Пока развитые страны строили постиндустриальное общество, отдав право работать на фабриках и заводах гражданам развивающихся стран, на Гаити построили постапокалиптическое общество. Нищета, безработица, разваливающаяся или отсутствующая инфраструктура, почти недоступная медицина и горы неубранного мусора — такова постоянная среда обитания большинства гаитян. Небогатая Куба, тоже эксплуатирующая автомобили и автобусы середины прошлого века, выглядит гораздо более привлекательным для жизни местом, хотя и находится под американскими санкциями. Гаити, в свою очередь, была под протекторатом США и могла бы развиваться по законам и при поддержке могущественного северного соседа. Однако любимый пример сторонников американской модели: сравнение Северной Кореи и Южной — в случае с Гаити и Кубой читается ровно наоборот.

Можно предположить, что этой стране просто не везет: на острове часто случаются землетрясения и цунами, а действующий американский президент Дональд Трамп заявил, что не следует пускать в страну иммигрантов из таких «жоп», как Гаити. Между тем около миллиона гаитянцев (каждый десятый) работают за границей, большинство из них — в США. Денежные переводы гастарбайтеров позволяют хоть как-то прожить их родственникам, обитающим на родине. Нехитрый экспорт Гаити: кофе, какао, фрукты и ром — также большей частью покупают США, поэтому полный разрыв с Вашингтоном дорого обойдется нищей республике. Но и оставаться в теперешнем социально-экономическом положении — путь в никуда.

Антиамериканизм, который во второй половине XX века считался результатом советского влияния, никуда не исчез и вызван несогласием стран третьего мира с отведенной им незавидной ролью. Возможно, США и не обязаны устраивать судьбы народов, населяющих многочисленные «банановые республики», точно так же, как и России не стоит взваливать на свои плечи их содержание. Однако цинизм американцев, стремящихся установить свои порядки в странах, где есть нефть и нет лояльного им правительства, и не замечающих аналогичные проблемы в других странах, особенно ярко проявился на примере реакции Вашингтона на антиправительственные демонстрации в Венесуэле и на Гаити.