Германия, памятуя об ответственности за Вторую мировую войну, давно уже не претендует на мировое политическое и военное лидерство, но Мюнхен, обладая какой-то мистической притягательностью, продолжает оставаться геополитической Меккой. Первая попытка нацистов прийти к власти в Германии, известная как пивной путч 1923 года, Мюнхенский сговор 1938 года (этим соглашением Британия и Франция отдали Чехословакию на растерзание Германии и Польше, что стало прологом ко Второй мировой войне), происходили в столице Баварии. Мюнхенская конференция по безопасности стала площадкой, где обнародуются концепции, определяющие мировую военно-политическую архитектуру. Мюнхенская речь президента России Владимира Путина в 2007 году, в которой говорилось о недопустимости односторонних силовых действий США и НАТО, о вызванной этим опасности новой гонки вооружений, терроризма, о попытках подчинить европейский рынок энергоносителей политическим интересам, может служить прекрасным описанием сегодняшнего кризиса в отношениях России и Запада. А сидевший тогда в первом ряду президент Украины Виктор Ющенко (член КПСС с 1977 года по 1991-й), лишивший президентства Виктора Януковича в ходе первого Майдана, слушал речь российского президента через переводчика в наушниках, поскольку внезапно перестал понимать русский язык.
Темой Мюнхенской конференции 2019 года, за исключением усугубившихся вышеперечисленных проблем, стала констатация окончательного раскола между Западной Европой и США. Вашингтон на конференции был представлен вице-президентом США Майком Пенсом и родственниками президента США — Иванкой Трамп и Джаредом Кушнером. Похвалив Дональда Трампа и военную мощь США, Майк Пенс перешел к делу, потребовав от Евросоюза поступать в соответствии с принятыми в Вашингтоне решениями. Американский вице-президент повторил требование к европейцам увеличить траты на оборону и заявил, что США не потерпят, «когда наши союзники закупают оружие на Востоке». Что имел в виду чиновник: покупку Турцией российских С-400 или Германией — российского газа (который, по мнению американцев, используется как энергетическое оружие) — неизвестно, поскольку Пенс быстро перешел к необходимости запретить в Европе китайскую Huawei. К главной теме — нежеланию европейцев соблюдать американские санкции против Ирана — вице-президент США подошел издалека. Поведав об ужасах холокоста, Пенс заявил, что Иран пытается его повторить, отказывая Израилю в праве на существование. Таким образом, фрау Ангела Меркель была поставлена перед выбором: подчиниться требованиям США или стать пособником нового холокоста.
В своей речи федеральный канцлер ФРГ заявила, что сложившаяся в мире система безопасности разрушается. Говоря о требовании США тратить 2% ВВП на оборону, Ангела Меркель сказала, что Германия уже увеличила расходы с 1,18 до 1,35% ВВП и это «очень значительное увеличение». Глава немецкого правительства дала понять: дальнейший торг неуместен, поскольку дополнительные расходы будут угрожать экономике. Действительно, экономика ФРГ показала нулевой рост в последнем квартале 2018 года и легко может перейти к падению, учитывая скорый выход Британии из ЕС и многочисленные торговые войны, инициированные Дональдом Трампом. Говоря о «Северном потоке — 2», Ангела Меркель заявила, что не хочет в угоду сидящему от нее по левую руку президенту Украины Петру Порошенко толкать Россию в объятия Китая, чей представитель сидел от нее по правую руку. Тем более что Порошенко борется за тот же российский газ, который пытается не пустить в Германию. Порошенко, не воспринимащий никакой критики, уже вызывает явное раздражение в Старом Свете. Что касается сжиженного газа, поставки которого лоббируют американцы, то, по словам Меркель, в Германии есть большое количество терминалов по его приему, а значит, и нет проблемы — пусть привозят. Говоря о Ближнем Востоке, канцлер ФРГ заметила, что выход США из Сирии куда больше усиливает Иран, нежели отсутствие европейских санкций. А говоря об американо-китайских торговых противоречиях, Ангела Меркель предпочла унизить США, заявив, что Китай был ведущей торговой державой 1700 лет из последних двух тысяч, а Европа — последние 300 лет. В зале, помнящем, что история США насчитывает всего 242 года, поднялся смех, а представитель Китая, которому волею Меркель не досталась Россия, был просто счастлив. Добить американцев Меркель предпочла их же оружием, сказав, что действовать в одиночку значит не учитывать уроков Второй мировой войны.