Города и, шире, система расселения в целом развиваются под мощным влиянием действующей в стране экономической модели. И при этом, будучи образованиями весьма инерционными, долго несут на себе отпечатки предыдущих эпох. Сочетание своеобразной истории и текущей экономической модели предопределяет ограниченность использования трансфера внешних технологий развития города. Российским городам, в отличие от европейских, нужны не терапевтические процедуры, а хирургия — серьезная структурная перестройка.
Из каких элементов должна состоять структурная перестройка российских городов? Может ли Россия сохранить нынешнюю систему расселения? Какова судьба малых городов и почему российские города стали называть потребительскими? Об этом мы поговорили с профессором московского отделения Международной академии архитектуры Максимом Перовым.
— В последнее время все ощутимее разрыв между реальной повесткой жизни российских городов и предлагаемыми сверху рецептами для их развития. Так, в регионах проекты благоустройства с плиткой-лавочками часто вызывают неприятие — ведь есть более насущные проблемы. Почему современные западные рецепты работы с городом работают в России «не так»?
— Российские города совсем другие, у них другая история. До революции наши города во многом представляли собой большие деревни, вспомните картину Поленова «Московский дворик». Ремесленников и производств было намного меньше, чем в Европе. В конце восемнадцатого века по повелению императрицы Екатерины Второй Академия наук провела анкетирование глав городов. На вопрос «Чем обыкновенно упражняются обыватели», в 90 процентах случаев был ответ: «Черной огородной работой».
Что говорить: в Москве выгоны и скотопрогоны были отменены только в 1899 году. Практически все, что мы называем старой Москвой, было построено в короткий период — за пятнадцать лет в начале двадцатого века, перед Первой мировой войной. Отмечу, что я говорю в целом и не касаюсь исключений: есть ряд более европейских городов с регулярной сеткой улиц, построенных в блестящую эпоху Екатерины благодаря плодотворной работе комиссии Бецкого.
В советский период города пережили крайне интенсивный период индустриализации догоняющего типа. Власть тогда воспринимала градостроительство как размещение производительных сил — рудников и заводов. Для трудовых ресурсов, которые должны на них работать, строили слободы — спальные микрорайоны. Соцкультбыт — дворцы культуры, кинотеатры и так далее — возводился преимущественно по остаточному принципу.