Уже два года макроэкономическая статистика отмечает странное явление: доходы населения продолжают сокращаться, а вот потребление домохозяйств показывает рост, хоть и небольшой. Так, розничный товарооборот в постоянных ценах увеличился в прошлом году на 2,6%, тогда как реальные денежные доходы поджались на 0,2%. Аналитики обычно приписывают устойчивое сохранение подобной разбежки действию двух факторов: кредитной поддержки финансов домохозяйств банками и снижения нормы сбережений семей — конечно, тех из них, у кого есть что сберегать (многочисленные опросы показывают: около 60% семей в принципе не имеют сбережений).
Так вот, беремся ответственно утверждать, что банки не имеют к поддержке финансового благополучия домохозяйств — не отдельных счастливчиков, а в целом населения как макроэкономического агента — никакого отношения. Хотите доказательства? Извольте.
Да, действительно, кредитование граждан банками в прошлом году резко активизировалось: совокупный розничный кредитный портфель вырос на 22%, это почти вдвое больше, чем в 2017 году. В абсолютных цифрах прирост составил 2,72 трлн рублей. И действительно, впервые за несколько последних лет новые кредиты (за вычетом погашенных) оказались больше суммы процентов, выплаченной россиянами банкам в обслуживание взятых кредитов. Чистый трансфер от банков населению по кредитному каналу составил в 2018-м 791 млрд рублей, тогда как сальдо в том году было здесь отрицательным (минус 125 млрд), подсчитал наш коллега Сергей Селянин из АЦ «Эксперт».
Но одними кредитами взаимоотношения людей с банками не ограничиваются. Рассмотрим теперь депозитный канал. Прирост вкладов в 2018 году составил 2,49 трлн рублей. Если учесть, что почти 1,1 трлн из этой суммы есть не что иное, как капитализированные проценты по вкладам, то получается, что «свежих» денег люди отнесли в банки в прошлом году 1,39 трлн рублей (в 2017-м – всего 739 млрд).
Если же учесть еще комиссионные, выплаченные гражданами банкам по разнообразным расчетным операциям, то суммарная величина трансфера от граждан к финансовым институтам по итогам прошлого года составит 960 млрд рублей. В 2017-м она была еще больше — 1159 млрд. В принципе, это нормально: банки традиционно привлекают «избыточные» сбережения домохозяйств и вкладывают их в реальный сектор, авансируя экономический рост. Но рассматривать финансовые институты как агентов поддержки потребительского спроса населения категорически неверно. Эта гипотеза попросту не подтверждается данными.