Четыре триллиона рублей будет потрачено в нашей стране в ближайшие пять лет на экологию — для России это фантастические цифры. Еще более фантастически выглядит то, что бюджетные средства составят лишь 835 млрд рублей, а остальные 3,2 трлн должен будет обеспечить бизнес.
До сих пор для части его представителей экология была финансовым бременем, затратами, которые по возможности хочется оптимизировать. Однако постепенно в стране сформировался новый класс предпринимателей, которые, работая в тяжелых отраслях и загрязненных регионах, задумываются об экологии как о стратегии. И это не попытки соблюсти все более ужесточающиеся нормы экологического законодательства, но и комплексный подход к своей деятельности как на новых объектах, так и на предприятиях с долгой историей. Работа на последних предполагает необходимость принимать решения, не только направленные на модернизацию и развитие актива, но и способствующие ликвидации накопленных проблем и улучшению качества жизни всей территории присутствия. Такие решения, естественно, переплетаются с хозяйственной деятельностью, а наилучшие доступные технологии (НДТ) начинают органически вписываться в технологический процесс и создавать экономику нового поколения — не разрушающую, а созидающую.
Если еще несколько лет назад это выглядело невероятным, то постепенно «зеленые» стандарты производства входят в нашу промышленность. Русская медная компания (РМК) — один из крупнейших производителей меди в стране. На недавнем Российском инвестиционном форуме в Сочи РМК представила два проекта, которые она реализует в двух промышленных центрах Челябинской области — городах Коркино и Карабаш. Они как раз касаются восстановления экологии при развитии действующих и создании новых производств. Кстати, подобные проекты РМК запустила еще до возникновения нацпроектов, моды на экологию, и ужесточения экологических требований.
Легенда медной промышленности
РМК основана в 2004 году предпринимателем Игорем Алтушкиным. Одним из активов, которые в числе первых вошли в состав нового холдинга, был медеплавильный завод «Карабашмедь». К моменту прихода инвестора предприятие не раз останавливалось и в целом находилось в удручающем состоянии. Устаревшее оборудование, отсутствие эффективных очистных сооружений — завод в Карабаше представлял собой образец советского производства, пришедшего в упадок в 1990-е годы.