Джентльмен не может выиграть

4 марта 2019, 00:00

И потому в соответствии со старой шуткой меняет правила. Именно так можно трактовать поступивший в Конгресс США (нижнюю плату парламента) законопроект о введении санкций против российских проектов в области сжиженного природного газа (СПГ) за пределами России.

Подоплека этой истории довольно проста. Российский «Газпром» уже давно является крупнейшим поставщиком природного газа на рынки ЕС. В прошлом году его доля достигла рекордных 34,7%. При этом на горизонте до 2035 года ввиду исчерпания газовых запасов Великобритании и Нидерландов его доля может вырасти, по оценкам аналитиков, и до 41%.

Если под санкции подпадут компании, поставляющие в Россию оборудование для добычи и сжижения газа, — это особый риск 06-01.jpg ТАСС
Если под санкции подпадут компании, поставляющие в Россию оборудование для добычи и сжижения газа, — это особый риск
ТАСС

Что американскую сторону никак не устраивало. И с берегов Потомака прозвучало встречное предложение: заменить неправильный, тоталитарный газ «Газпрома» на правильный, источающий аромат свободы СПГ из США. Хитрый план в случае его реализации позволял бы одним махом убить сразу трех зайцев. Во-первых, заработать на экспортных поставках газа в Европу — и подправить тем самым ужасающий внешнеторговый баланс США (дефицитный с 1976 года и в последние годы имеющий порядка 800 млрд долларов годового превышения импорта над экспортом). Во-вторых, сделать пакость России: президент США Дональд Трамп прямо обвинял Германию в том, что она финансирует Россию, покупая российский газ. Ну и, в-третьих, потенциальная критическая зависимость Евросоюза от поставок газа из США сделала бы его куда более сговорчивым по всем прочим вопросам. Подобный газовый шантаж мы уже наблюдали на примере попыток Украины в 2000-е за транзит газа выбивать себе уступки в совершенно иных отраслях. Впрочем, укрощение Европы, надо сказать, фактор для США как бы не самый важный, хотя западноевропейские партнеры совсем не разделяют прыти Вашингтона в международных делах: то саботируют очередную военную авантюру Пентагона, то утопят проект Трансатлантического торгового партнерства или даже озвучат какую-нибудь крамолу вроде создания альтернативной НАТО единой европейской армии.

Однако вопреки ожиданиям не просто не удалось выкинуть с европейского рынка «Газпром» — даже в сегменте СПГ что-то пошло не так. По данным консалтингового агентства ICIS, доля российских поставок на европейский рынок СПГ в 2018 году достигла 17%, в то время как американцы едва приблизились к 8%. Перспективы честной рыночной конкуренции еще более печальные для разносчиков демократии. Один только «НоваТЭК» анонсировал расширение своих мощностей к 2030 году до 57 млн тонн СПГ в год, и это не считая проектов иных российских компаний. При этом стоимость сжижения и доставки газа с терминала «Ямал СПГ» оценивается в шесть долларов за миллион БТЕ (против 6,4 доллара для американских поставок), а на новых проектах «НоваТЭК» обещает сбить себестоимость до отметки ниже трех долларов за миллион БТЕ. Что для американцев уже совсем катастрофа. Поэтому — нерыночные меры.

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игоря Юшкова, ущерб для отрасли от новых санкций будет зависеть от трактовки понятия «СПГ-проект»: «Если брать только заводы по сжижению газа, то может пострадать лишь “ЛУКойл” — у него есть в Африке доля в проекте. Если широко трактовать, то сюда войдет все, что касается перегрузки сжиженного природного газа».

Но если под санкции подпадут компании, поставляющие в Россию оборудование для добычи и сжижения газа, это особый риск. Напомним, что на проекте «Ямал СПГ» только 30% досталось отечественным подрядчикам. Кроме того, Россия пока еще критически зависит от импортного оборудования, хотя и предпринимаются усилия для преодоления этой зависимости. Так, председатель правления «НоваТЭКа» Леонид Михельсон пообещал, что на проекте «Арктик СПГ-2» доля российского оборудования составит 70%, а в конце августа прошлого года вице-премьер Дмитрий Козак утвердил дорожную карту локализации критически важного СПГ-оборудования, конечной целью которой является создание к середине 2020-х годов собственной технологии сжижения. В целом в ФНЭБ полагают, что, поскольку все российские СПГ-проекты имеют европейских партнеров и в Европе понимают риск остаться наедине с США без российской газовой страховки, там попытаются максимально смягчить возможный вред от новых санкций для российского СПГ.

Отметим, что по схожей схеме сейчас развивается конфликт США с китайской корпорацией Huawei, исполнительный директор которой Го Пин прямо связал действия американской стороны с ее технологическим отставанием и желанием сохранить свое господство в сфере телекоммуникаций нерыночными мерами.