Милостью избирателей четырех «мятежных» регионов, которые нынешней осенью удумали избрать своими воеводами не представителей «Единой России», в топе информационной ленты неожиданно для себя оказалась Иркутская область, в которой ранее, в 2015-м, тоже победил «не квотный» губернатор-коммунист. Три года эта победа считалась не такой уж страшной аномалией. Но после незапланированных потерь власти в Хабаровске, Абакане и Владимире иркутский губернатор оказался в незавидной компании чиновников, которых в Москве считают досадными технологическими ошибками. К таким избранникам народа сейчас применен режим нулевой политической терпимости. Неожиданно под самый Новый год федеральные телеканалы разразились сюжетами об «особенностях медвежьей охоты» главы Иркутской области, затем — о поездке губернаторского оркестра в Австрию и так далее. Что, безусловно, осложнило политическую картину в регионе.
Иркутская новация находится в самом начале реализации, хотя регион с 1 января уже живет по «Госплану». Успешный опыт этой модели может оказаться полезным и для других субъектов страны, имеющих схожие проблемы в развитии.
Богатый и чрезвычайно диверсифицированный хозяйственный комплекс Иркутской области зиждется на базовом природном капитале и промышленном наследстве СССР. Здесь развернулась советская индустриализация, здесь остановилась волна эвакуации предприятий в начале Великой Отечественной войны. Помимо добычи угля, железной руды, нефти и газа, а также лесозаготовок в области представлены электроэнергетика, цветная металлургия, химия и нефтехимия, машиностроение, авиастроение, производство строительных материалов, сельское хозяйство. Речь идет о крупных предприятиях в составе федеральных холдингов.
Бодайбинский район — один из самых богатых золотом в мире. Одно месторождение Сухой Лог — это почти 30% российского объема запасов. Здесь работает компания «Полюс». «Мечел» добывает и перерабатывает железную руду на Коршуновском горно-обогатительном комбинате. «Русал» контролирует «Иркутскэнерго» и с помощью самой дешевой электроэнергии в стране выплавляет на заводах в Братске и Шелехове около 35% всего производимого в стране алюминия. Кроме того, в иркутской империи Олега Дерипаски есть угольная компания «Востсибуголь». Доля угля в топливном балансе области составляет более 80%. Но расклады меняются, поэтому из региона уже ушел угольный СУЭК.
На смену приходят нефть и газ — дают плоды инвестиции в месторождения, осуществленные в начале 2000-х. Своя нефть прежде не добывалась, хотя крупная нефтепереработка была создана в Ангарске. Добычу нефти, газа и газового конденсата осуществляют в основном две компании: «Верхнечонскнефтегаз», входящий в «Роснефть», и частная Иркутская нефтяная компания (ИНК). Каждая из них добывает примерно по 8,5–9 млн тонн нефти в год. Через Иркутскую область проходит нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан.
ИНК добывает и основной объем газа в области. Компания планирует в ближайшее время расширить добычу и строит газохимический комплекс для переработки газа в районе города Уст-Кут. Освоением крупного Ковыктинского месторождения занимается структура «Газпрома», который также строит участок газопровода «Сила Сибири» для поставок на Дальний Восток и в Китай. Кроме того, возможно строительство перспективного газопровода от Ковыктинского месторождения до Иркутска. Власти рассчитывают на этот проект, чтобы начать долгожданную газификацию всей области.
Иркутская область располагает крупнейшими в стране лесными ресурсами — до 90% территории. Лесопромышленный комплекс области объединяет более двух тысяч предприятий лесозаготовительной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности. Основной игрок — федеральная группа «Илим».
Объединенная авиастроительная корпорация Сергея Чемезова через компанию «Иркут» реализует на местном авиазаводе амбициозный проект ближне-среднемагистрального лайнера МС-21. Чемезов сам родился и вырос в Иркутской области. Помимо авиационной составляющей местный машиностроительный комплекс включает в себя предприятия, производящие разнообразную продукцию — от электронного и электрического до горнодобывающего и сталеплавильного оборудования.
В химический комплекс входит более 30 предприятий. Крупнейшее — Ангарская нефтехимическая компания (входит в «Роснефть»). Это нефтепродукты, нефтехимия и масла. А «Саянскхимпласт» — ведущий в отрасли по выпуску каучуковой соды и поливинилхлоридной смолы. Сильна фармацевтическая отрасль. Крупными производителями субстанций и готовых лекарственных средств являются компания «Фармасинтез» и Усолье-Сибирский химфармзавод. Местная элита контролирует крупный сектор строительства и стройматериалов.
Не стоит забывать еще об одной могучей госкорпорации, представленной в регионе как минимум Транссибирской и Байкало-Амурской (БАМ) железнодорожными магистралями. Позиции РЖД в Иркутске были всегда сильны.
Иркутская область расположена в юго-восточной части Сибирского федерального округа, в бассейнах верхнего течения рек Нижняя Тунгуска, Ангара и Лена. На юго-востоке области находится озеро Байкал.
• Площадь территории — 774 846 кв. км (4,52% территории России).
• Численность населения на 1 января 2018 года — 2 404 195 человек.
• Удельный вес городского населения — 78,78% (2018).
• Самые крупные города — Иркутск, Ангарск и Братск.
• Административный центр — город Иркутск с населением 623 869 человек.
«Мы должны жадно относиться к своему потенциалу»
Роль губернатора традиционно определяет успех любой модели регионального развития. В первую очередь он берет на себя отношения с крупными налогоплательщиками. Губернатор Иркутской области Сергей Левченко рассказал, как он выстраивает диалог с бизнесом.
— Индивидуально. Например, мы договорились с группой «Илим», что она будет строить новое лесоперерабатывающее производство. Они работают уже двадцать лет у нас, с конца 1990-х. Я говорю: «Хорошо, это нас устраивает». — «А нам нужно сырье». Начинаем прорабатывать, сколько им нужно сырья, на каких территориях. Должен сказать, что они тоже не идеальные, но по сравнению с остальными лесопользователями достаточно ответственные. Дороги, мосты, содержание, лесовосстановление лучше намного, чем у многих компаний. Но это еще не всё.
Мы идем дальше. Вот Усть-Илимск в свое время стал городом, известным на весь мир. Там есть аэропорт. Давайте вместе его восстановим, реанимируем. В свое время там была самая последняя в Советском Союзе трехкилометровая взлетно-посадочная полоса. Для них это интересно. Казалось бы, где аэропорт, а где лес, но тем не менее они заинтересованы в этом. Мы договорились, они начали финансировать, будем реанимировать, модернизировать аэропорт и строить новый терминал.
У них запрос: нам нужна отремонтированная дорога от Братска до Усть-Илимска, 260 километров. Хорошо, это нас тоже устраивает. Мы сконцентрировали порядка миллиарда рублей, делаем ремонт. И дальше говорим о работе в самом Усть-Илимске, об объектах социальной сферы, о спортивных объектах, которые мы вместе строим. Такой способ.
Например, «Фармасинтез». Предприятие возглавляет индус по рождению, гражданин Российской Федерации, здесь платит налоги. Он работает во многих регионах — на Востоке, на Западе, и в Питере, и в Тюмени. Приехал, говорит: «Вот мы размышляем, где построить новое производство». Я говорю: «Давай я тебе скажу, где тебе нужно построить. Вот у нас есть территория опережающего развития Усолье-Сибирское. Ты получишь весь набор льгот, который существует в Российской Федерации. Лучше не бывает. Это первое. Второе: мы тебе готовы ряд льгот дать с точки зрения гарантий по лекарствам, давать возможности наших институтов развития, если надо, дофинансировать отдельные проекты. Он все оценил, десять миллиардов вкладывает, мы ему порядка двух миллиардов разных льгот даем, которые нужно. Кроме того, он строит поселок для своего коллектива, где будет тысяча человек работать как минимум. С семьями это будет тысячи две. Он строит жилье полностью за свой счет. Мы же — садики, школы.
То же самое с Иркутской нефтяной компанией. Им нужны люди — семь тысяч человек. Строим микрорайон. Они делают проект, мы потом строим социальную сферу. Что касается жилья — ипотека, гарантии и так далее. В зависимости от ситуации, если сходятся у нас желания, векторы, то с каждым крупным налогоплательщиком мы находим общий язык.
— Это соглашения о социально-экономическом сотрудничестве или есть и другие формы взаимодействия с крупными предприятиями?
— Тоже по-разному. Если вернуться к «Фармасинтезу», то это договоренность «по рукам», как говорится. Причем сначала мы договорились, учитывая, что это федеральный проект строительства завода по производству субстанций. Это будет большой завод. Они станут лидерами в Российской Федерации по так называемым госпитальным лекарствам, после того как мы его запустим. Мы договорились, что еще нужно наше совместное обращение в Минпромторг, и мы встретились втроем: Денис Мантуров, он, я. И на словах закрепили вот эту договоренность, что и федеральный уровень будет им определенные льготы давать, и мы свои фонды развития промышленности привлечем. Летом первый колышек забили, а встречались с Мантуровым в феврале.
При этом у нас сейчас больше двадцати соглашений о социально-экономическом партнерстве с крупными налогоплательщиками. Этот механизм мы тоже вовсю используем.
— Как соотносится объем предоставляемых компаниям льгот с объемом их инвестиций в социально-экономическую инфраструктуру территорий присутствия?
— Компании гораздо больше инвестируют. Мы — я и предыдущие губернаторы, их было много за последние годы — давали льготы нашей местной Иркутской нефтяной компании. Это такой уникальный проект. Это единственная региональная компания по добыче нефти, она родилась и выросла здесь, в Иркутской области. Мы сейчас вместе с ними занимаемся тем, чтобы и переработку сделать серьезную.
Они получали льготы в течение последних десяти лет, с самого начала. И сейчас они самые крупные налогоплательщики в Иркутской области, несмотря на то что у нас есть и крупнее компании. У нас «Русал», где больше двадцати тысяч работающих только в энергетике — в «Иркутскэнерго». Плюс их «Востсибуголь», там несколько тысяч человек работают. Плюс два алюминиевых завода, которые тоже их. Но тем не менее самый крупный налогоплательщик наш, местный. Поэтому наши инвестиции оправдываются. Мы на рубль вложенных государственных средств получаем одиннадцать рублей отдачи.
— Ваше видение социально-экономического развития региона, его экономики проходит через рост числа переделов.
— Это одна из задач. Мы перешли на обрабатывающие отрасли промышленности. В принципе, у нас неплохие результаты. Я думаю, что по результатам 2018 года обрабатывающий сектор тоже превысит по отдаче добывающий. Большого ума не надо брать сырье и гнать за рубеж. Про Иркутскую нефтяную компанию я уже говорил, мы сейчас помогаем строить переработку. Это нефтехимия. «Саянскхимпласт» 32 процента дает всей смолы и ПВХ Российской Федерации.
Кстати, еще одна региональная составляющая — продукты, которые мы делаем, наше сельское хозяйство. Мы серьезно сельскому хозяйству помогаем. Кто бы сказал, что у нас в Иркутской области за прошлый год урожайность будет выше, чем в Алтайском крае? Это наша, так сказать, житница Сибирского федерального округа. Повысили надои молока. Был надой на каждую корову 4800, стал 5700. Такого не было с советских времен.
Что касается продуктов, которые мы производим, у нас инфляция очень низкая — процент-полтора. То, что мы, к сожалению, импортируем, — разного рода машины, бытовая техника, то, что привозят из-за пределов Иркутской области, там инфляция огромная, в среднем получается четыре процента.
— Как привлекаются инвестиции? Через Минпромторг?
— В прошлом году мы открыли высокотехнологичное производство по производству тест-полосок и глюкометров для диабетиков. Отрасль будет очень высокопроизводительная, практически безлюдная, там будут только операторы. И мы сразу выйдем на десять процентов всего рынка Российской Федерации. Вот это мы сделали за последний год.
Мало того, проанализировав нашу работу, буквально две недели назад, к нам приехала крупная французская компания. Она предлагает, чтобы мы здесь сделали сетки для гинекологии. Она является самым крупным производителем в мире, даже Procter & Gamble опережает. Они увидели, что у нас есть такой уровень культуры производства, люди, и предлагают нам производство.
«Население ждет сильной и разумной государственной руки»
Николай Миронов , ответственный секретарь Госплана Иркутской области, руководитель Центра экономических и политических реформ, — о перспективах внедрения планирования в хозяйство региона
— В чем концептуальное отличие Госплана от стратегий развития других регионов?
— Иркутский Госплан — это документ более «плотного» планирования развития региона, в отличие от обычных стратегий и экономических прогнозов. Он не только задает вектор для движения вперед тех или иных отраслей, но и предполагает более интенсивное участие государства в этом движении. И речь идет, конечно же, не о возрождении крупномасштабного госсектора и не о планировании спроса и предложения, как это было в Советском Союзе. Говоря о Госплане, мы имеем в виду государство — локомотив экономического роста, действующее в рыночной парадигме, однако направляющее рынок в сторону стратегических ориентиров, нужных для роста благосостояния всего населения, а не только отдельных бизнес-корпораций. Причем населения как вовлеченного в бизнес, так и живущего на зарплаты или пособия. Иначе говоря, Госплан — это баланс интересов всех социальных слоев, и это механизм для осмысленного движения вперед. Своего рода новый общественный договор, если хотите.
Как видится нам в Иркутской области это движение? Оно, на мой взгляд, должно строиться на следующей «спиральной» триаде развития: рост экономики — рост бюджета — рост уровня жизни — снова рост экономики и так далее. Ключевым инструментом в данном случае выступает бюджет: он становится не только социальным бюджетом, но и бюджетом развития. Статистический рост экономики не имеет смысла, если не увеличивается объем консолидированной региональной казны. Она, в свою очередь, становится способна финансировать повышенные социальные обязательства, а также возвращать часть средств в виде инвестиций обратно в экономику, этим стимулируя продолжение роста.
В социальной сфере увеличение бюджетных возможностей должно приводить не только к появлению новых социальных мер поддержки, но прежде всего к форсированным вложениям в человеческий капитал. Это и образование, и здравоохранение, но не только. Знаете, что нужно, чтобы победить в России бедность? Нет, не нарастить социальную часть бюджета. Нужно сделать максимум для роста заработной платы в экономике, прежде всего для квалифицированных, перспективных работников. Сейчас более 60 процентов населения живет на зарплату менее 30 тысяч рублей. На эту сумму, хотя она формально не считается «бедностью», трудно сводить концы с концами, не говоря уже о развитии личности, ее компетенций. Чтобы действительно поднять уровень жизни и при этом двигаться вперед, надо поднять зарплаты — и в бюджетной сфере, и в других отраслях. В Иркутской области мы в Госплане поставили амбициозную задачу роста доходов населения, будем добиваться ее выполнения.
— В каком состоянии сегодня находится Госплан в области?
— Идет шлифовка положений Госплана, скоро мы примем его с правками, а также утвердим к нему дорожные карты по отраслям. Работа эта очень масштабная и новая. Она требует вовлечения большого числа людей, но главное — коренной перезагрузки мозгов. Ведь и управленцы, и простые люди привыкли плыть по течению и относиться к экономике как к погоде, которую невозможно предугадать, максимум, что можно сделать, — заранее купить зонт. Мы же ставим целью изменить сам подход к экономической политике, сделать «дикий» рынок более управляемым, более стабильным и более социальным. В целом речь идет о модернизации, о которой давно говорят на федеральном уровне, но которая пока так и остается на бумаге.
— Почему именно модель Госплана может быть удачной для современного российского хозяйства?
— Российская экономика имеет свою ярко выраженную специфику. Это не бюргерская, высокоурбанизированная экономика европейских стран, с их компактными территориями и двухвековым бэкграундом капиталистического развития, в ходе которого были преодолены многие проблемы, к которым мы подошли только сейчас. Наши расстояния, климат, низкая плотность населения, его бедность, труднодоступность многих ресурсов, объективно диктуют необходимость более ответственного и интенсивного участия государства в экономических процессах. Пространственное развитие за счет внутреннего рынка во многих наших регионах невозможно. За счет экспортного потенциала сырьевых гигантов, как показал опыт последних двадцати пяти лет, сбалансированного роста благосостояния населения тоже не достичь — это наглядно иллюстрируют непопулярные социальные меры прошлого года, явно давшие понять: денег в стране нет. За тридцать постсоветских лет обострились территориальные и социальные дисбалансы, российская экономика начинает все больше напоминать страны третьего мира, особенно Латинской Америки с ее нищими провинциями, перенаселенными агломерациями, высоким социальным расслоением. Чтобы это преодолеть, Россия, имеющая для этого все ресурсные возможности, как природные, так и человеческие, должна провести быструю и эффективную модернизацию, что невозможно силами частного сектора: здесь нужно государство. Ну а чтобы государство смогло что-то сделать, ему нужен план развития — с четко поставленными целями, системным распределением ресурсов, ответственностью исполнителей, политической волей руководства страны. Иначе не видать нам ни новых технологических укладов, ни просто стабильной и комфортной жизни.
— Можно ли, по вашему мнению, внедрить Госплан в другие регионы или масштабировать до федерального уровня?
— Иркутская модель и есть, в потенциале, пример для других регионов и для страны — как может быть спланировано развитие в условиях рыночной экономики. Мы не ломаем социально-экономический уклад, мы предлагаем движение в рамках уже построенной системы, но с ее реформированием и модернизацией. Дискуссия об усилении госпланирования уже ведется на федеральном уровне, у этого подхода есть много сторонников, и их число растет. Население, как показали опросы, тоже ждет более сильной (и при этом разумной и справедливой) государственной руки. И ему, кстати, нравится само слово «Госплан». Давайте выстроим общеэкономические балансы и начнем движение вперед вслед за государством — локомотивом развития.