Фильм Кирилла Серебренникова «Лето», оставшись незамеченным на премии одной отечественной киноакадемии, возглавляемой Владимиром Наумовым, — «Золотой орел», стал рекордсменом по количеству номинаций на премии другой отечественной киноакадемии, возглавляемой Андреем Кончаловским, — «Ника». Театральный и кинорежиссер, больше полутора лет находящийся под домашним арестом, по-прежнему в центре общественного внимания не только потому, что все это время сначала расследовалось дело возглавляемой им «Седьмой студии», а потом начались его судебные слушания, но и потому, что поставленные им незадолго до заключения под арест спектакли и фильм «Лето» стали настоящими культурными событиями. «Лето» попал в конкурсную программу Каннского фестиваля, что само по себе достижение. Впрочем, его успехи в Каннах этим и ограничились. Прокат фильма в России позволил его продюсерам собрать очень достойные для фильма такого жанра 94 млн рублей. Впрочем, учитывая обстоятельства и степень общественного внимания к режиссеру, эта сумма могла бы быть больше.
Тем не менее нетрудно догадаться, что и те обстоятельства, в которых находится режиссер, сыграли свою роль. Так же как и прошлым летом, когда балетный спектакль «Нуреев», поставленный Кириллом Серебренниковым в Большом театре в качестве режиссера, получил призы Benois de la Danse в четырех номинациях. Решение об этом приняло жюри, возглавляемое Борисом Эйфманом.
Но, при всем уважении к солидарности товарищей по цеху, хотелось бы все-таки понимать: неужели фильм «Лето» и в самом деле так необыкновенно хорош? Неужели исполнитель главной роли музыкант Роман Зверь оказался так профессионален в амплуа актера, что может претендовать на то, чтобы стать кинематографическим открытием года? «Нуреев» и в самом деле безупречен или все-таки жалко режиссера, проводящего свои дни в пространстве московской квартиры вместо того чтобы создавать одно за другим театральные и кинематографические произведения? Самое главное — станет ли какое бы то ни было количество «Ник» хоть сколько-нибудь весомым аргументом для тех, кто принимает решения по делу «Седьмой студии»? Или они только «Золотых орлов» считают?