Остров экономической свободы

4 марта 2019, 00:00
ТАСС
На Кубе грядут перемены

На Кубе состоялся референдум, на котором граждане страны одобрили проект новой конституции. В основном законе появятся такие нововведения, как частная собственность на средства производства, иностранные инвестиции и двойное гражданство для кубинцев. Принцип сменяемости власти также будет закреплен в конституции: вводится должность президента, которую можно будет занимать не более двух пятилетних сроков. Однако перемены не носят революционного характера: президент Кубы войдет в состав существующего Госсовета, который формируется Национальным собранием народной власти Кубы, а Коммунистическая партия провозглашается направляющей политической силой государства и общества.

Проводя экономические и политические реформы, в необходимости которых на Кубе не сомневается никто, кубинское руководство пытается провести их по китайскому образцу. Либерализация экономики и допуск в страну иностранных инвесторов не должен сопровождаться крахом политической системы. В апреле прошлого года состоялась «смена поколений» в высшем руководстве Кубы: 86-летний Рауль Кастро оставил посты главы Госсовета республики, председателя совета министров и Верховного главнокомандующего, оставшись лишь руководителем Коммунистической партии. Руководителем государства стал Мигель Диас-Канель, родившийся после революции, которую совершили братья Кастро. Лишенному многих предрассудков своих предшественников, новому кубинскому лидеру предстоит провести необходимые перемены.

Архаичные административные ограничения гирями висят на ногах и без того не самой сильной в мире кубинской экономики. Советские «Жигули» возрастом тридцать лет с лишним стоят на Кубе более десяти тысяч долларов, поскольку, по мнению властей, драгоценная иностранная валюта не должна уходить за границу. Однако иностранная валюта, вместо того чтобы работать внутри страны, лишь создает финансовые пузыри на местном рынке металлолома. Отсутствие частной собственности в малом и среднем бизнесе делают Кубу малопривлекательной для развития туризма, несмотря на райские пляжи и восхитительный климат. Местный персонал настолько не заинтересован в работе (по примеру ненавязчивого советского сервиса), что не приходится удивляться поломанному гостиничному инвентарю либо плохо убранным номерам. В результате в депрессии пребывают и граждане, не имеющие возможности ни заработать, ни потратить денег, и государственный бюджет, обремененный расходами на всеобщее образование и здравоохранение.

Помешать задуманному плану либеральных реформ могут, как это ни странно, только США. После периода потепления отношений Вашингтона и Гаваны при президенте США Бараке Обаме с приходом к власти Дональда Трампа Белый дом вернулся к риторике времен Карибского кризиса. Государственный секретарь США Майкл Помпео, комментируя прошедший на Кубе референдум, назвал его «политическим спектаклем», обвинил кубинские власти в авторитаризме и заявил о готовности «помочь кубинскому народу» по примеру Венесуэлы и Никарагуа. Не имея аналогичных претензий ни к Китаю, ни к Саудовской Аравии, администрация США продолжит экономическое удушение Кубы, компенсируя унижение, которое нанес им Остров Свободы в прошлом веке, не захотев оставаться «банановой республикой».