Мало кто из нас представляет себе, насколько это огромная отрасль —коневодство. По самым грубым оценкам, в мире в ней крутится примерно 300 млрд долларов. Место нашей страны в мировой коневодческой индустрии пока очень скромное.
В феврале представители коневодческой отрасли встретились на форуме «Российское коневодство и экспорт: миф или реальность», которую совместно организовали ассоциация «Росплемконзавод», ВНИИ коневодства и Тимирязевская академия. Одной из предпосылок встречи стало решение российского правительства довести в 2024 году объем экспорта продукции агропромышленного комплекса до 45 млрд долларов в год. И конезаводчики решили не оставаться в стороне. Участники форума обсуждали состояние отрасли, множество важных деталей, связанных с транспортировкой и регистрацией животных, другие актуальные темы. Однако среди выступающих не было заявлено ни одного конезаводчика, который имел бы опыт экспорта лошадей; не было ни одной яркой истории успеха; не обсуждались рынки и профили потребителей, конкретные цифры.
Отрасль, по выражению многих участников, «лежит» или находится на грани выживания.
Тем не менее экспорт лошадей из России вовсе не миф: в 2017 году, по данным Статистического управления ООН, наша страна экспортировала 140 породистых лошадей и 552 непородистых. Годовой доход от экспорта породистых лошадей, согласно тому же источнику, составил 295 тыс. долларов. Это примерно сопоставимо со стоимостью одного чистокровного жеребенка со звездной родословной из Великобритании, которая, кстати, из года в год находится в топе ведущих экспортеров. В том же году Великобритания на экспорте породистых лошадей заработала 406,5 млн долларов.
Исторически Россия — конная держава, а лошади — неотъемлемая часть культурной традиции. Наша страна в начале ХХ века обладала самым большим поголовьем этих животных, поэтому нынешние мизерные цифры особенно обидны. До перестройки СССР был заметным игроком на международном уровне. Аукционы, которые проводились на многих конезаводах, привлекали покупателей со всего мира. Увы, тех аукционов уже нет, многие позиции оказались утрачены, потеряны традиционные покупатели и рынки, и восстановить их будет очень нелегко. В списке проблем и качество лошадей, и уровень их подготовки, и умение продавать — современный маркетинг, встроенность в мировую систему, репутация. К потерям девяностых можно отнести и порушенные связи между спортсменами, широким слоем физически активного населения и конезаводчиками, и то, что развитие коневодства в России приняло стихийный характер.