Разворот Ford в России: глобальная трансформация мирового автопрома

1 апреля 2019, 00:00

ТАСС
Завод "Форд-Всеволожск"
Читайте Monocle.ru в

Шестой по величине мировой автопроизводитель — компания Ford приняла решение покинуть Россию. К лету американский автогигант планирует закрыть два из своих трех заводов и полностью прекратить в стране выпуск легковых автомобилей.

За 10 лет продажи Ford в России рухнули почти в 4 раза, а доля рынка сократилась более чем в 2 раза  03-01.jpg
За 10 лет продажи Ford в России рухнули почти в 4 раза, а доля рынка сократилась более чем в 2 раза

Исторически Ford был одним из самых значимых партнеров российской автомобильной промышленности. Компания начала деятельность в Российской империи еще в 1907 году и активно участвовала в автомобилизации СССР после революции: в частности, при участии Ford в 1930-е создавали нижегородский ГАЗ. Ну а в новейшем периоде развития отечественного автомобильного рынка Ford стал первой в нашей стране компанией, построившей иностранный автомобильный завод полного цикла: в 2002 году он c нуля возвел свое предприятие во Всеволожске под Санкт-Петербургом.

Поначалу дела Ford в России шли хорошо: к 2007 году компания имела рекордную для себя долю рынка — 6,8%, достигнув годовых показателей продаж 165 тыс. автомобилей, а в 2008-м установила рекорд — 182 тыс. штук. Но потом продажи Ford в России начали падать. Поначалу по компании (впрочем, как и по другим участникам рынка) больно ударил кризис 2009 года, за последующие несколько лет она смогла несколько восстановить падение, однако после 2012 года ее продажи в России поехали вниз (см. график).

И дело тут не только в кризисах, которые продолжали сотрясать российский автомобильный рынок. Проблема в том, что Ford не смог вовремя предугадать изменение спроса на российском авторынке, чтобы гибко под него подстроиться. В частности, в начале 2000-х тут правили бал автомобили размерного класса С (так называемого гольф-класса), считавшиеся лучшим универсальным типом личного транспортного средства для среднестатистического автовладельца. На волне этих предпочтений большим спросом пользовалась выпускавшаяся во Всеволожске модель Ford Focus: ей несколько раз удавалось добиться звания самой продаваемой иномарки года в России.

Но потом спрос начал меняться. На рынке появились кроссоверы и более доступные по цене автомобили размерного класса В, которые вместе сейчас составляют на авторынке более 80% всех продаж, а спрос на гольф-класс сжался до жалких 6%. Ford не сумел адаптироваться к этой трансформации: появившиеся с запозданием кроссоверы Kuga и Ecosport, а также компактная Fiesta не смогли пробиться в лидеры продаж самых быстрорастущих сегментов, а неудачно обновляемый в последние годы Focus оказался на обочине даже в своем родном С-классе.

Не желающий более терпеть убытки, Ford в результате принял решение уйти из России. Созданное в 2011 году совместное предприятия Ford Sollers теперь будет специализироваться на выпуске только автомобилей в сегменте легкого коммерческого транспорта (LCV) на заводе в ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане. Тут у Ford дела идут хорошо: продажи модели Transit за последние три года увеличились более чем вдвое, что позволило ей вырваться в лидеры продаж LCV среди иностранных марок в России. Два же других завода Ford Sollers: во Всеволожске и в Набережных Челнах — будут закрыты и, вероятно, проданы с молотка. В качестве претендентов на эти активы сейчас называют такие более успешные в России автомобильные компании, как Hyundai и Volkswagen.

Помимо провала маркетинговой стратегии в отдельно взятой стране демарш Ford является признаком глобальной трансформации мировой автомобильной промышленности. Эта компания терпит убытки не только в России, но и в других странах: в ближайшее время европейское подразделение американского автомобильного гиганта Ford of Europe тоже намерено оптимизировать убытки, сократив производственные мощности в Германии, Великобритании, Испании и уволив там тысячи сотрудников.

В целом мировой автопром переживает сейчас трудные времена: продажи на ключевых рынках ощутимо падают. Так, шестой месяц подряд снижается реализация новых машин в странах ЕС, сокращаются самые значимые мировые автомобильные рынки — Китая и США. Из-за роста спроса на электромобили, а в перспективе и на беспилотники будущее мирового автопрома становится все более туманным. Вероятность того, что на нем продолжат доминировать нынешние лидеры, наблюдатели ставят под сомнение. В связи с этим в последнее время активизировались слухи о новых слияниях и поглощениях. Не исключено, что альянс Renault–Nissan–Mitsubishi скоро сделает предложение об объединении с компанией Fiat Chrysler. С новой силой муссируются спекуляции о возможном слиянии Ford и General Motors. И не исключено, что оптимизация бизнеса Ford в Европе и в России — подготовительная часть этого процесса.