В Африку, Австралию, Южную и Северную Америку ковши компании «Профессионал», основанной в 2006 году в Иванове, плывут по морю. Путешествие крупных негабаритных грузов удовольствие недешевое, за полтора-два месяца пути их цена увеличивается на 5–10%. Однако транспортные расходы клиентов не останавливают, более того, их число постоянно растет: только в 2018 году география экспорта продукции компании расширилась на 12 новых стран, ивановское навесное оборудование для дорожно-строительной и горнодобывающей техники впервые отправилось в Канаду, ОАЭ, Сербию, Хорватию, Сенегал, Мали, Сьерра-Леоне, Кению, Финляндию, Латвию, Оман, Азербайджан. И теперь общий список экспорта «Профессионала» составляет 45 стран. Но в компании считают, что на достигнутом останавливаться нельзя: «Собственник поставил перед нами задачу ежегодно увеличивать экспорт в два раза. Пока с планом справляемся», — говорит руководитель экспортного направления компании Алексей Кутузов.
В цене ковши-гиганты
Экспортная история компании невелика, всего пять лет назад Алексей Кутузов занялся активным сбором информации о потенциальных клиентах, рассматривал близлежащие страны и Африку. Первые поставки были в Болгарию, Македонию, Монголию, а потом откликнулись и стали покупать ковши завода «Профессионал» российские международные компании, которые работают в других странах мира: «Русал», один из крупнейших производителей первичного алюминия и глинозема, а также золотодобывающая компания Nord Gold. В поиске новых клиентов «Профессионал» не ставит для себя никаких рамок, звонят и пишут потенциальным клиентам по всему миру. Тормозом могут быть только объективные заградительные барьеры, к примеру высокие пошлины или закрытость рынка определенной страны. Основной критерий для начала взаимодействия — наличие спроса на продукцию «Профессионала». А с этим проблем не возникает: компания грамотно вписалась в существующий мировой рынок и, выпуская продукцию под собственным брендом, поставляет ее для клиентов, у которых уже есть спецтехника таких известных производителей, как Hitachi, Komatsu, Caterpillar, Liebherr, Volvo, Hyundai, JCB, Doosan, Liebherr. «Ковши нужны всем, кто работает на этой технике, — говорит Алексей Кутузов. — В виде исключения было два случая, когда американцы нам свои политические соображения представили, но все остальные бизнесмены находятся вне рамок политики, они ориентированы исключительно на экономический интерес».