«Лента» для «Утконоса»

8 апреля 2019, 00:00

ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Компания «Севергрупп», управляющая инвестициями российского промышленного олигарха Алексея Мордашова, приобретает 42% розничной сети «Лента», которая занимает четвертое место в рейтинге отечественных ритейлеров, у инвесткомпании Luna Inc., принадлежащей американской TPG Group, и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по 3,60 доллара за GDR «Ленты», или по 18 долларов за акцию. Таким образом, «Севергрупп» выплатит премию 9,72 цента к средней рыночной стоимости GDR сети за последние полгода торговли на Лондонской фондовой бирже, составившей 3,28 доллара. Сумма сделки — 729 млн долларов; это означает, что вся «Лента» оценена в 1,75 млрд долларов.

«Лента» — хорошее приобретение для «Севергрупп» 06-03.jpg ТАСС
«Лента» — хорошее приобретение для «Севергрупп»
ТАСС

Для продавцов сделка очень выгодна, считает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. В свое время Luna и ЕБРР заплатили сети раза в три меньше. Наблюдатели даже недоумевали, почему инвесткомпания Мордашова решилась существенно переплатить за долю в ритейлере. Но тут на сайте «Ленты» появилось сообщение, что ее акции у «Севергрупп» старается перехватить ритейлер «Магнит», предложивший 3,65 доллара за GDR. Однако, как сказано в сообщении «Ленты», это предложение не было обязывающим. Кроме того, при предварительном обсуждении «“Магнит” не представил какой-либо конкретной информации относительно структуры, сроков и возможности заключения такой сделки, несмотря на повторные просьбы от независимых директоров “Ленты” сделать это».

С «Магнитом», одной (наравне с X5 Retail Group) из двух крупнейших сетей в России, все ясно. Этому ритейлеру важно присоединить к себе одного из конкурентов, чтобы увеличить шансы в борьбе с основным соперником. Для «Севергрупп» выгода не столь очевидна. «Лента», конечно, демонстрирует хорошие финансовые показатели, входит в топ-50 самых быстрорастущих сетей по версии аналитической компании InfoLine и имеет хорошую логистику, что, по словам Алексея Коренева, свидетельствует о качественном управлении ею. Тем не менее экономическая ситуация не самая благоприятная для такого приобретения: реальные доходы населения падают несколько лет подряд, покупатели начинают экономить, так что перспективы для торговли в целом не радужные. Впрочем, как утверждает Нарек Авакян, начальник отдела инвестидей «БКС Брокер», «момент для сделки, как ни странно, выбран крайне удачный, сейчас весь ритейл стоит очень дешево… Войдя в данный актив на низком старте, можно получить более высокую доходность при восстановлении потребительского спроса».

Но важнее то, что среди активов «Севергрупп» — онлайн-гипермаркет «Утконос». Правда, в «Севергрупп» говорят, что «Утконос» и «Лента» не будут объединены в одну компанию, однако рассматривают возможность их коммерческого партнерства. Его целью объявлено присоединение к одной из основных тенденции мировой розничной торговли: «Мы считаем, что “Лента” — лучший актив для реализации потенциала глобального тренда омниканальности благодаря следующим факторам: общенациональный охват и разнообразные форматы с 380 магазинами в 88 городах России и 12 распределительными центрами; при этом относительно небольшое количество магазинов по сравнению с ключевыми компаратами, что делает компанию более гибкой; доступ к данным о клиентах с помощью лидирующей на рынке программы лояльности».

Впрочем, помимо мировых трендов существуют и проблемы, связанные с российским рынком онлайн-торговли. С одной стороны, по данным GfK Rus, продажи продуктов питания в интернет-канале в России выросли в 2018 году на 30% в денежном выражении. Но, с другой стороны, онлайн-торговлей FMCG заинтересовались более крупные представители отечественной e-commerce. Например, ее лидер — компания Wildberries, ранее специализировавшаяся на торговле одеждой и обувью, чьи обороты почти в пять раз превышают обороты «Утконоса». К тому же последний, по данным СПАРК, несколько лет подряд убыточен. Так что «Лента», обладающая выходом в регионы и развитой логистической структурой, — большой плюс для «Утконоса». Хотя, по мнению экспертов, «Утконос» может быть полезным партнером в развитии ИТ-систем.