Просили прозрачности — получили налоги

8 апреля 2019, 00:00
ТАСС

Минфин России собирается внести в Налоговый кодекс РФ шесть отдельных неналоговых платежей. Проект соответствующего закона опубликован на минувшей неделе. В кодекс предполагается внести экологический налог, утилизационный сбор, сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения, налог на операторов сети связи общего пользования, а местные налоги пополнить гостиничным сбором. Необходимость систематизировать неналоговые платежи и внести те из них, что обладают всеми признаками налогов, в Налоговый кодекс обсуждается уже больше года. Особо жаркая дискуссия состоялась в марте этого года, когда Минфин только обозначил свои намерения, а после публикации она развернулась с новой силой.

В самом министерстве уверяют, что внести сборы в Налоговый кодекс — единственный способ повысить предсказуемость налоговой нагрузки для бизнеса и что цели повысить объем поступлений по этим сборам у ведомства нет.

Формально это так. Правда, есть несколько проблем. По части упомянутых платежей раньше не было ответственности за неуплату, тем более речь не шла об уголовной ответственности. По налоговым же платежам все это есть. Нужно, однако, отметить: ранее Минфин уверял, что будет установлен десятилетний мораторий на уголовную ответственность за неуплату этих платежей. И на прошлой неделе Андрей Лавров, представитель первого вице-премьера и министра финансов Антона Силуанова, сообщил журналистам, что в случае принятия поправок в кодекс их вступление в силу перенесут с 2020 года на 2021-й.

Может также вырасти административная нагрузка — в связи с увеличением объема и строгости отчетности. Кроме того, проблемой может стать перераспределение еще одной части поступлений от регионов к федеральному центру. «Очень важно, как именно в отношении этих платежей будет выстроена система администрирования. Сегодня масса претензий к тому, какая методика лежит в основе их исчисления, как осуществляется их регулирование, контроль и порядок оспаривания. Если эти недостатки перекочуют в Налоговый кодек РФ, то главный риск кроется отнюдь не в формальном объеме нагрузки, — рассуждает директор Института экономики роста имени П. А. Столыпина Анастасия Алехнович. — Тут надо говорить о реальных рисках, которые возникают при изменении статуса этих платежей».

Главная проблема в том, что платежи для включения в кодекс отбирали не по принципу наличия у них признаков налоговых платежей, а по тому, насколько сложно их собирать ответственным за это министерствам и ведомствам. Основной аргумент Минфина — ФНС России сможет собрать эти платежи более эффективно. В пояснительной записке, например, прямо сказано, что включение экологического налога в НК РФ позволит повысить ответственность за его неуплату и эффективность взимания. «Представленный для общественного обсуждения законопроект решает задачу повышения прозрачности системы неналоговых платежей лишь отчасти. По целесообразности включения в Налоговый кодекс РФ экологических платежей у нас остаются серьезные вопросы: по своей природе они серьезно отличаются от стандартных налогов и сборов, так что это предложение мы не поддерживаем. Ряд формулировок законопроекта может привести к росту фискальной и административной нагрузки. Где-то усложняется процедура отчетности, где-то по сравнению с существующей практикой сокращается возможность учесть расходы, где-то есть риск серьезного расширения налогооблагаемой базы по сравнению с текущей базой для расчета величины сбора, — объясняет вице-президент РСПП Мария Глухова. — К сожалению, законопроект не позволяет сделать главного — жестко урегулировать сложную существующую систему неналоговых платежей федерального, регионального и муниципального уровней, а также поставить барьер на пути новых инициатив». Впрочем, в РССП видят готовность органов власти идти на компромисс и надеются, что в итоге удастся обеспечить при включении неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ неухудшение условий по сравнению с существующими.