«Я думаю, что санкции внесли позитивный вклад в развитие нашей экономики, как ни странно. В этом смысле можно даже спасибо сказать», — заявил первый зампред ЦБ Сергей Швецов в кулуарах форума Московской биржи в минувшую среду. Словно в ответ на слова чиновника в Конгресс США был в тот же день заново внесен законопроект о санкциях за вмешательство в выборы — так называемый DETER Act. Это вторая версия документа, который уже пытались протолкнуть в январе 2018 года, и, как и первая версия, эта предусматривает гораздо более серьезные санкции, чем применяли до сих пор. В частности, в новом DETER Act речь идет о блокировке активов двух из пяти крупнейших российских банков: Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, ВЭБа или Россельхозбанка, о санкциях в отношении энергетических компаний и компаний оборонного сектора (не названных), а также госдолга. Учитывая санкционный подход — сделать «токсичным» институт, против которого вводятся санкции, — даже проведение расчетов через другие банки станет для «наказанных» невозможным, поскольку в этом случае санкции будут автоматически наложены и на помогающие им банки.
Интересно, что финансовые рынки вообще не отреагировали на новость о возможности новых жестких санкций: курс рубля к доллару всю неделю колебался в диапазоне 65,2–65,5 за доллар, спрос на российский госдолг оставался высоким, и даже акции Сбербанка пользовались хорошим спросом.
Отчасти это может быть связано с тем, что сценарий блокировки активов крупнейших российских банков, закрытия их корсчетов в американских банках и отключения от SWIFT — вероятный, но все же маргинальный. В этом случае внутрироссийская расчетная инфраструктура не пострадает, но обслуживать внешнюю торговлю банки не смогут, а их долларовые активы превратятся в бесполезные бумаги. В долгосрочной перспективе это подтачивает доверие к долларовой расчетной системе. К тому же у Сбербанка более 40% капитала держат нерезиденты, и, если у него начнутся серьезные проблемы, акционерам не поздоровится.
Однако аналитики БКС предупреждают: нерезиденты, активно заходившие в наши ОФЗ в начале года, снова начали их продавать. А Райффайзенбанк отмечает, что крупные российские банки готовятся к возможной девальвации: в течение последнего месяца они занимают у ЦБ рубли под залог долларов (через операции своп) по довольно высокой ставке. «Это означает, что крупные банки удерживают большой объем открытой валютной позиции и не желают с ней расставаться», — делают вывод аналитики банка. Не факт, что девальвация будет связана именно с какими-то новыми санкциями (в таком случае доллары надо было бы сбрасывать), скорее, российские кредитные организации просто делают ставку на постепенное удешевление рубля.