Важная веха: власти Китая планируют полностью запретить майнинг криптовалют в стране к 2021 году. Напомним, в сентябре 2017 года Народный банк Китая запретил проводить ICO, а также осуществлять торговые операции с биткойнами и другими криптовалютами, после чего криптовалютная и ICО-лихорадка не только в Китае, но и во всем мире пошла на спад («Эксперт» предсказал такое развитие событий — см. «Последний поход биткойна» в № 44 за 2017 год).
Блокчейн выжил
Сейчас мы наблюдаем завершающую фазу существования первых криптовалют — об этом говорят графики их цен. И это несмотря на выпуск многочисленных банковских карт, позволяющих мгновенно обменивать биткойны или эфиры на фиат. Буквально на днях криптовалютная биржа Coinbase в Великобритании выпустила дебетовую карту Visa, позволяющую расплачиваться криптой — точнее, конвертированной в обычные деньги криптой. Таким образом, поражение криптовалют практически очевидно: за десятилетие они так и не смогли победить деньги, эмитируемые центробанками.
Что же до ICO, то за первый квартал 2019 года их объемы снизились в 58 (!) раз по сравнению с аналогичным периодом 2018 года (привлечено 118 млн долларов против 6,9 млрд год назад). В первоначальном виде ICO, как и крипта, практически закончили свой путь, и сейчас предпринимаются попытки перезапустить этот механизм — уже в рамках законодательства. Руководитель центра «Россия — ОЭСР» РАНХиГС Антонина Левашенко напоминает, что традиционные способы финансирования малого и среднего предпринимательства по-прежнему не оправдывают себя: молодые компании часто не могут получить финансирование, и ICO действительно может решить эту проблему. Вопрос только в том, как правильно все регулировать, и в качестве позитивного примера Антонина Левашенко приводит опыт Мальты: криптовалюта там не является законным платежным средством, но правительство активно поощряет ее развитие и в прошлом году приняло знаковые законодательные акты, определяющие новую нормативно-правовую базу для криптовалют и решающие проблему соответствия требованиям законодательства об отмывании денег и противодействия терроризму. В частности, в законе изложены строгие требования к тем, кто запускает криптовалюты, а также к другим поставщикам услуг, в том числе к брокерам, менеджерам портфелей, хранителям и номинальным поставщикам услуг, поставщикам электронных кошельков, инвестиционным консультантам, а также к обменам криптовалютами.
Что же осталось после криптовалютной революции в сухом остатке? Осталась сама по себе технология блокчейна, которая продолжает вполне успешно использоваться как стартапами, так и гигантами. «Сами по себе перспективы стартапов на платформе блокчейн, если не ограничиваться переводами денег, представляются весьма радужными, поскольку область применения технологии распределенного реестра весьма широка. В перспективе это создание отсутствующего сейчас слоя протоколов, обеспечивающего безопасность транзакций в интернете. Конкуренция в этой области не так высока, как может показаться», — говорит аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын.