Санкт-петербургская гостиничная сеть Station Hotels открывает в начале мая девятый по счету отель Station Premier V18, на достройку которого компания решила привлечь средства оригинальным для гостиничного рынка способом. Station Hotels вышла на рынок частных инвестиций, предложив к размещению коммерческие облигации на сумму 50 млн рублей сроком на два года. Инвесторы могут приобрести облигации под 16% годовых с ежеквартальными выплатами на два года либо войти в акционерный капитал под 18% годовых на пять с половиной лет.
Это первый случай как на гостиничном рынке, так и на рынке ценных бумаг России, когда гостиничная сеть привлекает дополнительные денежные средства через размещение ценных бумаг. «На нашем рынке ценных бумаг эмитентов из гостиничного комплекса, по сути, нет. Они другими способами привлекают финансирование — традиционно обращаются к банку, инвесторам, акционерам», — поясняет Алексей Ковалев, аналитик ГК «Финам».
Station Hotels сначала пошла по этому пути: общую стоимость проекта нового отеля Station Premier V18 компания оценила в 110 млн рублей и уже собрала через акционеров компании и инвесторов 60 млн рублей. Оставшиеся 50 млн Station Hotels решила привлечь через облигации, поскольку банк в займе отказал, поскольку гостиничная сеть работает по арендному принципу и не имеет залога в виде недвижимости. Облигации компания разместила еще в ноябре 2018 года. Организатором выступила брокерская компания BondyBox. На сегодняшний день через эмиссию удалось привлечь около 30 млн рублей. Очевидно, что это не столь значительная для фондового рынка и гостиничного бизнеса сумма, однако, на наш взгляд, важен прецедент.
Премиальный отель сети Station Premier V18 на 67 номеров находится на финальной стадии реконструкции: сейчас в здании отеля на собранные 30 млн рублей проводят отделочные работы и оснащают номера мебелью. При этом у компании есть шанс привлечь оставшиеся 20 млн рублей: брокер продолжает искать покупателей на «бонды», до погашения выпуска через два года время есть.
Если эксперимент с привлечением средств инвесторов пройдет удачно, компания планирует использовать этот источник финансирования для открытия отелей в других городах России. В ее планах на ближайшие три года — открыть не менее десяти отелей на тысячу номеров в Москве и ряде крупных российских городов. «Питерский рынок близок к насыщению, а московский далек от этого. Если сеть хочет развиваться и наращивать свою целевую аудиторию, ей нужно предложить продукт не в одном городе. Крупные сети стараются открывать точки в разных городах, интересных своим гостям. Это объективная возможность привлечения дополнительных средств», — говорит Елена Лысенкова, генеральный директор Hospitality Income Consulting.