Российская отрасль жилищно-коммунального хозяйства основополагающая для экономики. Она обеспечивает до шести процентов ВВП, оказывает услуги большей части населения страны, и услуги эти жизненно важны. Сегодня очевидно: несмотря на огромное внимание правительства к отрасли, прорыва в коммунальном хозяйстве за последние годы не произошло. Основные фонды изношены более чем на 60%, в том числе котельные — на 55%, тепловые и канализационные сети — на 63%, коммунальные сети водоснабжения — на 65%, водопровод и очистные сооружения — на 54%, электросети — на 58%. В некоторых муниципалитетах износ сетей может достигать 95%. То есть жизнь людей во многом зависит от того, выдержат ли ветхие сети напор еще какое-то время или рванут уже завтра.
Еще в 2015–2016 годах в ходе общественных обсуждений «Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в РФ на период до 2020 года» (далее — Стратегия-2020) некоторые эксперты подвергли этот документ жесткой критике. Минстрой учел ряд критических замечаний, однако большая часть Стратегии-2020 осталась неизменной.
Логично, что при составлении новой стратегии необходимо учитывать проблемы и недостатки Стратегии-2020. Некоторые ее положения так и остались на бумаге, и перед принятием новой стратегии нужно понять, почему это произошло.
Минстрою в плюс
Справедливости ради следует признать: целый ряд положений Стратегии-2020 были в той или иной мере реализованы. Пожалуй, главное, что было сделано, — принят пакет законодательных изменений (в основном в 2018 году), благодаря которым удалось упростить получение помощи людьми, нуждающимися в социальной поддержке для оплаты услуг ЖКХ. Это немного сократило бюрократические процедуры, ускорив получение субсидий. При этом количество семей, получающих такую помощь, несколько сократилось, однако это связано, скорее, с номинальным ростом доходов населения и уменьшением доли расходов ЖКХ в их тратах. Например, в 2016 году такие субсидии получили 3,34 млн семей, в 2018-м — 3,04 млн, а средняя выплата выросла с 1372 рублей до 1483 в 2018 году. Подобная форма поддержки сохраняет средства самых малообеспеченных слоев населения. Претендовать на субсидии от государства могут граждане, чьи расходы на ЖКХ превышают в среднем 22% совокупного дохода.
Другое важное направление, которое правительству удалось реализовать, — запуск федерального механизма капитального ремонта. Правда, программа была запущена еще в 2014 году, а в Стратегию-2020 она была просто включена. Ее главная цель — ремонт и восстановление изношенных многоквартирных домов (МКД). Механизм капремонта создавался спешно, все последние годы его доводили до ума. Основной упор делался на эффективность ремонта, прозрачность проведения конкурсов и развитие кредитования, то есть возможности использования кредитных средств для ремонта дома. Теперь механизм кредитования фонда капитального ремонта под гарантии платежей граждан, а также государственных гарантий создан и функционирует. Но есть проблемы на стороне банков: они неохотно кредитуют ремонт МКД, поэтому получение таких кредитов по-прежнему требует огромной работы органов местного самоуправления.