Эффективное ничто

22 апреля 2019, 00:00

Zuma\TASS
Читайте Monocle.ru в

«Я — обычный, рядовой, честный украинец. Моя программа — сама простота: искреннее желание помочь народу. Я ни с кем, и за мной никого. Скажите всем, что меня послал к вам “Никто”». Так говорил Зеленский, и так будет говорить Зеленский, не чураясь зияющей за этими словами пустоты, наоборот, эксплуатируя ее, магнетизируя ею уставшие, но так и не окрепшие умы. Он продемонстрировал и успешно запатентовал модель нового популизма — беспочвенную, медийную, наглядную, как товар, и работающую как часы. Так в свое время трамповский популистский дискурс, проскальзывая «между Сциллой и Харибдой» левых и правых позиций (и подспудно нанося им точечные удары), напрямую апеллировал к американской исконности, к мифологической идентичности нации — мнимая она или действительная, здесь совершенно неважно. И это сработало. В Украине такой идентичности нет объективно — нет релевантной исторической почвы, а очерчивать свой национальный силуэт безоглядной и дотошной дерусификацией предприятие нехитрое и, как блестяще доказал себе на беду Порошенко, нерентабельное. Тогда-то и решили запустить единственный остававшийся до этого праздным механизм — выверенный, продуманный, эмоционально сбалансированный медийный спектакль, зрителей которого просто и с улыбкой подвели к линии безальтернативности: здесь выбор даже между разными риторическими конструктами — постправдами не нужен и невозможен. Мир спектакля к выбору агрессивно нетерпим, потому что он для этой системы слишком обременителен и реален.

«Кандидат против всех», не стесняющийся выпячивать отсутствие реального политического опыта, без видимых усилий стянул к себе огромную публику — очарованную и ставшую податливой. И уже сейчас можно констатировать, что радикальное отсутствие аффилированности Зеленского с любым измазанным грязью политическим движением в стране обеспечило ему беспрецедентный для современной истории триумф — триумф политического «ничто», милого бессмыслия, программного нуля. Конечно, этот родившийся на наших глазах украинский феномен не возник ниоткуда. Удивительным образом он рифмуется с тем, что в далеком уже 1967 году сформулировал французский философ и художник-авангардист Ги Дебор в своей знаменитой книге «Общество спектакля». Вся современная ему социальная ткань, доказывал мыслитель, трансформировались в единый тотальный спектакль, где «всё, что раньше переживалось непосредственно, отныне оттеснено в представление»; теперь на сцене глобального театра вся социальная действительность, опосредованная художественной образностью, представлена как увлекательная и яркая декорация, как система гармонизированных товарных знаков, закрывающих собой могущую ужаснуть всякого бездну пустоты. «Спектакль — это стадия, на которой товару уже удалось добиться полного захвата общественной жизни, — писал Ги Дебор. — Отношение к товару не просто оказывается видимым, но теперь мы только его и видим: видимый нами мир — это его мир». Предвыборная кампания Зеленского стала еще одним моментом в этом победоносном развертывании реальности общества спектакля — товарной по своей сути и игровой, но призрачной и фантомной, где избирателя уже не волнуют реальные политические программы и идеологии и где сама идея поиска подлинного выбора оказывается дискредитированной. В Украине почву для этого вспахал и засеял Порошенко, а вот плодами закономерно насладился медийный кандидат.  

В свете этого невозможно не вспомнить тонкое замечание другого французского философа — Эммануэля Левинаса о самой сути сценической реальности, по законам которой Украина, увы, выбирает своего нового президента: «Сценическая реальность — заметьте, это никогда не говорилось ни о стихах, ни о картине — всегда интерпретировалась как игра. Она не оставляет следов в качестве реальности. Предшествующее ей ничто равно ничто, следующему за ней… В заброшенном храме все еще живет Бог, старый обветшалый дом еще посещают тени живших в нем; пустой театр ужасающе необитаем. В нем можно почувствовать присутствие игравших здесь Сары Бернар или Коклена, но от отчаяния или грусти Федры и Сирано де Бержерака ничего не осталось. Они рассеялись подобно легким облачкам, неразличимо перемешались, отмеченные все тем же ничто, составляющим сущность театральной атмосферы после представления». Не исключено, что такой же пустотой наполнится не только стадион «Олимпийский» в Киеве, как только там отгремит последнее действие в политическом спектакле украинских выборов, но и вся сейчас еще очарованная декорациями «слуги народа» страна.