После десятилетий попыток построить конкурентный автопром Китай, похоже, окончательно переключился на электромобили. Именно в них власти страны видят решение экологических проблем, путь к снижению импорта нефти и развитию высокотехнологичной промышленности. На стороне китайцев дешевое электричество, зрелая производственная база, удачные совместные предприятия с мировыми лидерами и, конечно, особая поддержка со стороны государства. В планах правительства сделать Китай глобальным лидером на этом, как они считают, рынке будущего. Но даже если мировое автомобилестроение и встанет на путь «электричества», в Китае спешат: рынок перегрет, эксперты предупреждают о растущем пузыре, который может лопнуть в случае серьезного сокращения господдержки.
Бум электромобилей
В середине апреля в Китае открылся 18-й Шанхайский международный автосалон (Auto Shanghai 2019). Особое место на выставке заняли электрокары: более 20 брендов представили свои электрические модели — от кроссоверов до компактных экономвариантов. Всего в Китае сегодня зарегистрировано 486 производителей электрокаров — втрое больше, чем два года назад. Возникает вопрос: насколько велик в стране реальный спрос на электрокары?
Один из посетителей выставки, сорокапятилетний Джим Вей, поделился своим опытом: «Они экологически чистые и экономят деньги. У меня дома есть специальная розетка, и каждая зарядка стоит всего 30 юаней (280 рублей. — “Эксперт”). Моя жена работает недалеко от дома, поэтому заряжает машину только раз в две недели. Но я заряжаю ее каждый день».
Примечательно, что на новом рынке конкурируют компании самого разного профиля: традиционные автопроизводители, стартапы, интернет-компании и даже застройщики недвижимости. По данным немецкого некоммерческого Центра солнечной энергетики и водородных исследований в Баден-Вюртемберге (ZSW), в 2018 году продажи электромобилей в Китае выросли вдвое по сравнению с 2017 годом и превысили 1,2 млн единиц. Это означает, что в 2018 году на Китай пришлось 50% всех мировых продаж электрокаров. На втором месте по продажам — США (360 тыс. единиц за 2018 год). Общемировой парк электромобилей насчитывает 5,6 млн единиц, из них 2,6 млн принадлежат китайским автомобилистам и автопаркам.
Несмотря на рост продаж, электрокары в Китае занимают пока небольшую долю автомобильного рынка. По информации Китайской ассоциации автопроизводителей, в 2018 году на электромобили пришлось 4% всех продаж автомобилей в стране. В ассоциации считают, что в 2019-м продажи достигнут 1,6 млн единиц, а к 2025 году, по плану правительства Китая, годовые продажи «новых энергетических автомобилей» (к этой категории в Китае относят не только электромобили на батареях, но и электромобили-гибриды с подзарядкой от сети и автомобили на топливных элементах) должны достигнуть семи миллионов единиц, что эквивалентно 20% всего автомобильного рынка Китая. Для производства такого количества электромобилей не нужны все 486 китайских производителей (число которых, вероятно, продолжит расти): при подобном планировании на каждого автопроизводителя придется около 14 тыс. электрокаров в год — слишком мало, чтобы выйти на прибыльность. Недостаточный спрос приведет к тому, что выжить смогут только наиболее крупные производители, а небольшие стартапы исчезнут.