Мы действительно беднеем

22 апреля 2019, 00:00

Росстат лишил своих недоброжелателей звонкого повода обвинить его в ангажированности: пересчитанные статведомством по новой методике реальные располагаемые доходы населения снижаются уже четыре квартала подряд, в том числе два последних квартала уже в отрицательной области. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе–марте нынешнего года снизились на 2,3% по сравнению с первым кварталом 2018-го.

По итогам 2018 года новая методика дает микроскопический плюс в динамике рассматриваемого показателя (+0,1%), тогда как старая — равновеликий минус. Но от этого картина с доходами принципиально не меняется: по году стагнация, а поквартальная динамика скорее негативная (см. график). Результаты пересчета более глубокой ретроспективы, с 2013 года, статведомство обещает обнародовать 23 апреля; их анализ даст более детальное представление о динамике благосостояния россиян за годы кризиса.

При переходе на уточненную методологию оценки доходов значительно — с 32 до 59 — выросло количество используемых источников информации, хвастаются в Росстате. Число исходных показателей для оценки денежных доходов и расходов населения увеличилось более чем вдвое — с примерно 99 тыс. до 205 тыс. по всем периодам и уровням разработки. Это позволило значительно повысить точность измерений, сократить долю доходов, оцениваемых балансовым методом, и значительно увеличить долю наблюдаемых доходов (доля ненаблюдаемых снижена с 26 до 10,5%). Наконец-то из счета доходов исключены поступления от продажи наличной иностранной валюты.

Правда, частота, с которой статведомство намерено рассчитывать доходы, снизилась до трех месяцев — в марте Росстат объявил об отказе от месячных оценок денежных доходов населения ввиду объективной ненадежности оперативных данных (напомним, что аналогичное решение в отношении оценок инвестиций в основной капитал статведомство приняло еще три года назад).

Падение доходов в первом квартале 2019-го связано со стагнацией реальных зарплат: после увеличения на 1,1% в январе (к январю 2018 года) в феврале и марте средняя зарплата в реальном выражении стагнировала — и это после внушительного прироста на 6,8% в прошлом, предвыборном году. Официальный прогноз Минэкономразвития в текущей версии дает прирост реальной зарплаты в 2019 году на 1,1%, реальных доходов — на 1,0%. При этом доходы от предпринимательской деятельности, от собственности и ненаблюдаемые в первом квартале сокращались.