Последние два года россиян умирает больше, чем рождается. А в прошлом году естественную убыль не перекрыл даже миграционный прирост, и в результате население страны впервые за 2010-е годы сократилось почти на 100 тыс. человек (см. график 1). Не стоит считать это событие случайностью или следствием только демографической ямы девяностых годов, отменить которую никто не в состоянии. Нет, против нас работает экономическая депрессия. Она уже привела к двум важным изменениям — падению рождаемости на одну женщину с 1,78 ребёнка в 2015 году до 1,58 в 2018 году и к значительному сокращению положительного сальдо миграции в том же 2018-м. В бедной стране, где перспектива экономического роста все время откладывается, не хотят ни рожать, ни работать. Таков печальный факт.
Смертность и продолжительность жизни
Ситуация со смертностью начиная с 2006 года развивается благоприятно. Именно в 2006 году уровень смертности пошел резко вниз, а показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении — вверх. Позорное отставание России по этому показателю не только от развитых, но и от большинства развивающихся, гораздо более бедных стран, наконец-то начало сокращаться, однако до сих пор не преодолено (см. график 2). Продолжительность жизни в России впервые с 1980-х годов превысила среднемировую лишь в 2017-м и в настоящий момент составляет 73 года. Средний темп роста продолжительности жизни в последние десять лет составляет 5,9 месяца в среднем за календарный год, а у мужчин и того больше — 7 месяцев в год.
Российское состояние сверхвысокой смертности, из которого мы постепенно выкарабкиваемся, проявляется в виде чрезвычайно высокой смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и внешних причин смерти (несчастные случаи, убийства, самоубийства, ДТП и проч.). За внушительную долю смертности ответственно потребление крепкого алкоголя. Громкие трагедии вроде массового отравления метиловым спиртом в Иркутске в декабре 2016 года, когда скончалось 78 человек, происходят редко и не идут ни в какое сравнение с приблизительной оценкой числа преждевременных смертей, прямым или косвенным образом являющихся результатом употребления легально приобретенного обычного алкоголя — около 300 тыс. в год (ИЗ 1,83 млн. в 2018 г.), большинство из которых приходится на мужчин трудоспособного возраста. Впрочем, масштаб потерь от пьянства как образа жизни медленно уменьшается: оценки для середины прошлого десятилетия давали до полумиллиона смертей в год.