Рост оборота розничной торговли составил в марте 1,6% в годовом выражении (после 2,0% в феврале), что ниже ожиданий аналитиков. Другим подтверждением ухудшения финансового положения домохозяйств является продолжающееся замедление темпов прироста депозитов. В марте рублевые вклады выросли лишь на 46 млрд рублей, прирост за февраль–март не смог перекрыть январского оттока, так что в целом за первый квартал рублевые депозиты граждан «похудели» на 197 млрд рублей. Зато валютные вклады выросли в январе–марте на 5,7 млрд долларов. В результате доля валютных депозитов увеличилась до 21,5% — максимальной отметки с ноября 2017-го. Чтобы сделать валютные вклады менее выгодными для банков, ЦБ может увеличить ставки отчислений по ним в фонд обязательных резервов (ФОР) и фонд страхования вкладов (ФСВ).
При этом кредитование (как розничное, так и корпоративное) продолжает расширяться, даже с поправкой на инфляцию. За первый квартал 2019 года совокупный портфель кредитов банковского сектора физическим лицам и нефинансовым организациям увеличился на 2,9% (розничный сегмент вырос на 4,3%, корпоративный — на 2,3%).
Изменение подходов к учету, в соответствии с которым на счета просроченной задолженности с 2019 года также отнесены просроченная дебиторская задолженность и просроченные приобретенные права требования, оказало существенное влияние на показатели просроченной задолженности. В результате этих изменений, носящих во многом технический характер, объем просроченной задолженности по кредитам нефинансовым организациям за первый квартал 2019 года вырос на 27,0%, а по кредитам физическим лицам — на 5,3%. Самое печальное для аналитиков — потеря сопоставимости данных о сумме и доле просроченной задолженности в банковских кредитных портфелях до и после 1 января текущего года.
Инфляция к середине апреля 2019-го опустилась до 5,2% годовых против 5,3% по итогам марта. В апреле важным индикатором будет динамика продовольственной инфляции, которая по итогам марта осталась неизменной, на уровне 5,9%, то есть перестала ускоряться с уровня февраля. Быстрая стабилизация темпов инфляции сразу после того как в цены был включен эффект повышения НДС также говорит о слабости спроса. Торможение в промышленности и затухающая инфляция повышают вероятность снижения ключевой ставки ЦБ на заседании совета директоров регулятора 26 апреля.
Чистые выплаты по внешнему долгу российских нефинансовых организаций могут составить в втором квартале 14,2 млрд долларов (примерно на уровне второго квартала 2018-го), в третьем квартале — порядка 9 млрд долларов (на 27% ниже третьего квартала предыдущего года), свидетельствует прогноз ЦБ.